В последние полтора-два десятка лет становятся все более популярными объективно редкие психоневрологические расстройства вроде дизлексии, дизграфии, диспраксии и других физиологически обусловленных проблемах с интеллектом. Особо выделяется на этом фоне синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Что такое СДВГ
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это расстройство поведения, оно, как правило, начинается в детстве, до периода полового созревания. Базовая триада клинических проявлений – проблемы с концентрацией внимания, неконтролируемая двигательная активность, импульсивные действия и поступки, зачастую с негативными последствиями. Расстройство является одновременно неврологическим и психическим: сбои в работе нервной системы лежат в основе синдрома и порождают эмоциональные, поведенческие, мыслительные нарушения. Синдром стойкий, хронический, полностью не излечимый, существующие препараты только снижают степень выраженности симптомов.
Существует три варианта протекания синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
- СДВГ с преобладанием дефицита внимания (гиперактивность и импульсивность присутствуют, но в значительно меньшей степени, ребенок усидчив, не вертится, но сосредоточиться надолго на одной задаче ему трудно);
- СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (сосредоточение как таковое возможно, но на практике затруднено из-за того, что ребенок не может сколь-нибудь долго усидеть на одном месте, не вертясь и не вскакивая);
- СДВГ по смешанному типу (классический вариант, когда в примерно равной степени выражены оба направления).
Кроме того, иногда выделяют также изолированный синдром дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности. Обычно он отождествляется с СДВГ с преобладанием дефицита внимания, значительной разницы между ними действительно нет, но иногда встречается и отдельное название СДВ. Аналогично выделяют и изолированную гиперактивность без дефицита внимания. Это достаточно редкий вариант синдрома: трудно сосредоточиться, если не можешь банально усидеть на стуле, не вертясь и не вскакивая. Он также чаще всего отождествляется с СДВГ с преобладанием гиперактивности.
Возрастное развитие СДВГ
В большинстве случаев СДВГ или то, что им называется, встречается у детей, то есть до пубертатного возраста. Примерно треть страдающих синдромом так или иначе с ним справляется самостоятельно. К окончанию полового созревания он или проходит сам, или человек просто к нему приспосабливается. Однако в остальных случаях пубертатный период у больного СДВГ проходит крайне тяжело для его родителей. Уже имеющиеся проблемы с нервной системой накладываются на неустойчивый гормональный фон.
В таком состоянии СДВГ в подростковом возрасте часто приводит к асоциальному поведению. Сам синдром может сочетаться с проблемами воспитания, общественного осуждения ребенка. В результате подросток с таким диагнозом может быть склонен к хулиганству, дракам, употреблению алкоголя, наркотиков, курению, мелким кражам. Крайне плохо СДВГ сочетается и с сильно возрастающим при половом созревании сексуальным влечением, что может толкнуть подростка на соответствующее поведение.
Подобное поведение может в значительной степени определить образ жизни уже взрослого человека и сохраниться в дальнейшем. Но, так или иначе, в большинстве случаев человек научается жить с дефицитом внимания, в более взрослом возрасте гиперактивность более-менее контролируется. Исследования показывают, что во взрослом состоянии синдром также встречается. Таким людям трудно усваивать новый материал, что-то изучать, трудно поддерживать отношения, выполнять работу, требующую монотонности и аккуратности, поддерживать порядок вокруг себя.
Но на самом деле эти проявления практически неотличимы от различных вариантов нормы, в том числе обусловленных педагогически. Объективно, далеко не все аккуратисты и чистюли, не каждому по душе постоянно учиться, не всем нравятся долгие отношения. Кроме того, описанные «симптомы» могут означать другие расстройства, например, неврозы или депрессию, различные соматические заболевания.
Критерии (симптомы) дефицита внимания
Поскольку СДВГ – расстройство все-таки детское, критерии основаны на поведении и детей и деятельности, характерной для них:
- трудно удерживают внимание на мелочах, деталях, небрежны, легкомысленны, из-за этого делают мелкие ошибки, неточности, пишут неаккуратно, разводят грязь;
- как будто не слышат, что им говорят, как будто мыслями где-то далеко отсюда;
- с трудом удерживают внимание во время длительных малоподвижных занятий: чтения книги, урока, какого-то разговора, постоянно на что-то отвлекаются;
- постоянно забывают мелкие поручения, забывают, что обещали что-то сделать, куда-то прийти, не помнят, что им задано на дом, что планируется на выходных;
- легко отвлекаются любыми посторонними факторами: случайными словами, фоновыми событиями (за окном на ветку села птичка), звуками, движениями;
- постоянно забывают и теряют вещи, особенные мелкие: шапки, перчатки, шарфы, сменную обувь, ключи, портфели, тетради, ручки, телефоны, зонты, очки и т. п.;
- игнорируют правила, инструкции, руководства, не могут до конца выполнить задание, плохо справляются с рутинными, монотонными обязанностями;
- стараются избежать сложных заданий, для которых нужно сосредоточиться на какое-то время, особенно если предстоит однообразная монотонная работа;
- малоспособны к самостоятельной организации деятельности, распределению заданий по времени, наведению порядка в комнате, к соблюдению сроков.
Как видите, все критерии относятся к поведению, физиологических параметров нет.
Критерии (симптомы) гиперактивности
Аналогичным образом устроены диагностические критерии гиперактивности и импульсивности:
- ребенок часто и беспокойно стучит пальцами, двигает кистями и стопами, не может сидеть ровно и спокойно, вертится, извивается на месте, крутится;
- не может долго сидеть на месте, встает посреди урока или занятия дома, ходит по помещению, в очереди не может усидеть, порывается ходить, бегать;
- не может вести себя тихо, постоянно что-то говорит, поет, кричит, создает шум каким-то иным способом, пытается куда-то залезть, не может спокойно играть;
- не может дождаться окончания вопроса, начинает отвечать раньше, заканчивает за других их фразы, перебивает, не может дождаться паузы или смены темы беседы;
- очень тяжело переносить пребывание в очереди, с трудом дожидается свой черед, встревает в чужие разговоры, занятия, игры, хватает чужие вещи без спросу.
Компенсация таких проявлений в подростковом и взрослом возрасте может проявляться в том, что человек не видит границ чужого личного пространства, вторгается в него, лезет с непрошенными советами, пытается все переделать на свой лад. Взрослому с СДВГ некомфортны длительные встречи, внешне он кажется другим людям беспокойным. Но все критерии здесь также исключительно поведенческие, воспринимаемые субъективно.
Критика диагноза «СДВГ»
Сталкиваясь на практике с таким диагнозом, надо помнить, что само его существование вызывает серьезную критику вот уже полвека. Врачи, педагоги, психологи, родители, всевозможные общественные деятели сомневаются в том, что такое расстройство вообще имеет место. Объективные причины тому действительно есть: в некоторых странах (в первую очередь – США) СДВГ стал диагнозом, удобным и для врачей, выписывающих препараты, и для родителей, снимающих с себя ответственность за воспитание детей.
Другие претензии к диагнозу – критерии нечеткие, часто меняются, физиологические процессы, которые могут быть причиной расстройства, исследуется плохо. Указанные выше критерии вообще не содержат физиологических параметров, которые можно объективно установиться инструментально, лабораторными исследованиями. Диагноз в разных странах ставят с разной частотой, лечение длительное и малоэффективное. Однако, несмотря на всю критику, диагноз продолжает применяться уже полвека. Значит, хоть какое-то реальное обоснование у него есть. По всей видимости, нужно различать:
- реальную психоневрологическую проблему (вроде нервного тика или заикания), когда на самом деле дефицит внимания и гиперактивность обусловлены сбоем в работе головного мозга, нарушением обмена веществ, гормональной регуляции;
- и банальную педагогическую запущенность, проще говоря – невоспитанность и необученность, когда ребенку вовремя не объяснили, как себя можно вести, а как нельзя, почему надо иногда сосредотачиваться на каком-то вопросе и проблеме.
По указанным выше критериям СДВГ вообще практически неотличим от педагогической запущенности (часто перебивает, вмешивается без разрешения и т. п.). Другое дело, что вовремя не устраненная педагогическая запущенность сама по себе представляет некоторую проблему и может приводить к другим психическим расстройствам. Но все-таки это уже не физиологически обусловленный психоневрологический синдром.
В России этот диагноз формально, конечно, существует. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) его содержит, она принята в России, значит, и все ее диагнозы признаны тоже. Но только формально, потому что врачи, особенно советской закалки, вообще не очень любят международные медицинские стандарты. А уж когда речь идет об оправдании плохого поведения, то и вовсе стараются его не применять.
С одной стороны, это плохо, потому что можно реально проигнорировать серьезную неврологическую проблему, с другой же – хорошо. Потому что если уж такой диагноз все-таки поставили, значит, это действительно расстройство с физиологической основой, а не невоспитанность и лень родителей. Дефицит внимания и / или гиперактивность могут быть также признаками других неврологических и / или психических заболеваний, в том числе генетических (наследственных). СДВГ может сопровождать и другие патологии.
Что говорит об СДВГ Расписание болезней
Естественно, отдельной статьи для СДВГ в Расписании болезней нет, более того, сам этот диагноз в документе вообще не упоминается. НО! Это не значит, что такое расстройство не предусмотрено. Оно относится к «нарушениям психологического развития», которые перечислены во вводном абзаце примечаний к 18 статье, посвященной расстройствам личности и поведения (пятая глава «Психические расстройства»). Она предусматривает медицинское освидетельствование только по непризывным категориям «В» и «Д».
- «В» (ограниченно годен) – при умеренной выраженности проявлений и пусть неустойчивых, но все же компенсациях. То есть если диагноз выставлен, подтвержден как только можно, но в целом человек с ним как-то живет.
- «Д» (не годен) – при резко выраженных проявлениях, частых срывах, когда компенсации не работают, с болезненными реакциями на внешние факторы. То есть с таким расстройством даже обычная жизнь далека от совершенства.
При этом: если человек демонстрирует отдельные проявления, похожие на симптомы СДВГ, но такого или другого психического расстройства нет, никакого освобождения быть не может. Важно, чтобы нарушающее нормы поведение было не нарочитым, напоказ, а вытекало «из всей патологической структуры личности», то есть было следствием СДВГ.
Забегая вперед, поясним: если СДВГ был поставлен ошибочно (для этого диагноза такие ошибки, увы, скорее правило, чем исключение), а симптомы были проявлением другого расстройства, освидетельствование проводят по статье, описывающей это расстройство. Например, 14 (органические психические расстройства – из-за поражений головного мозга), 17 (неврозы, психогенные психозы – из-за реакции на стресс), 19 (зависимости – из-за употребления алкоголя или наркотиков, из-за алкогольных психозов).
Что делать призывнику с СДВГ
В целом такой диагноз представляется малоперспективным в плане освобождения от армии. Во многом из-за предубеждений против него, из-за отсутствия четкого указания на него в Расписании болезней. Однако нужно понимать логику Расписания болезней, да и медицины вообще. Общий принцип такой: важна не столько формулировка диагноза, сколько степень, в которой его симптомы мешают нормальной полноценной жизни.
Что это значит? Если у вас реально имеются психоневрологические проблемы, которые создают вам проблемы, которые невозможно игнорировать, которые приходится глушить лекарственными препаратами, значит, какое-то заболевание у вас есть. Не факт, что именно СДВГ, даже если вам формально выставили его, но какое-то есть точно. И ваша задача – найти это заболевание. Не только для освобождения армии, но и для лечения.
Поэтому лучше всего заранее, до первого визита в военкомат, пройти полноценное обследование и установить, что за расстройство у вас на самом деле. Инструментальные исследование головного мозга, анализы крови, другие физиологические измерения могут дать куда больше полезной во всех смыслах информации, чем психиатрический диагноз, выставленный по сугубо поведенческим и эмоциональным проявлениям.
И вот уже с окончательным диагнозом работать будет, скорее всего, проще. Терять вам уже нечего – СДВГ и так психическое расстройство, в крайнем случае, вместо него будет другой психиатрический диагноз, а то и на деле может оказаться, что проблема вообще не в психике. Но если в итоге подтвердится именно СДВГ, этот диагноз будет указан в акте стационарного обследования, у вас будут все основания требовать освобождения от призыва по 18 статье как при нарушении психологического развития.
Понятно, что даже разобраться в Расписании болезней самостоятельно не так просто. А уж выполнить все процедуры, тем более связанные с психиатрическими обследованиями, еще сложнее. Если вам трудно самим, не стесняйтесь обращаться к специалистам. У нас вы можете записаться на бесплатную консультацию, в ходе которой наш юрист объяснит вам самые основные вещи. А заключив с нами договор, вы получите полноценное юридическое сопровождение и защиту ваших прав в военкомате, прокуратуре, суде.