Несколько лет назад на ресурсах сомнительного свойства в интернете я находил информацию, будто бы от армии можно откосить, набив татуировку определенного содержания. Скажу прямо: это МИФ. Татуировки сами по себе не являются основанием для освобождения от призыва. С тех пор эта тема значительно ослабла, но текущая ситуация может дать второе дыхание каким угодно мифам и просто бредням, казавшимся уже практически забытыми.
Хотя татуировки на самом деле нередко привлекают внимание психиатров в военкомате и даже порой становятся поводом для направления на дополнительное обследование в психиатрическом стационаре, они как и пирсинг или шрамирование освобождение от службы вам не дадут. Как много лет практикующий юрист, я бы сразу рекомендовал вам икать более реальные варианты. Поверьте, их не так уж мало, и найти свой вариант можно практически для каждого призывника.
Татуировки и поколения психиатров
Прежде всего, вам нужно понять, что современные коммерческие татуировки – это атрибут прогрессивного общества. В то время как армия и вообще военная среда, особенно в России, является одним из наиболее консервативных социальных институтов. То же самое можно сказать и про отечественных психиатров, сформировавшихся как специалисты в советской среде. То есть военкоматы и психиатры массово просто не понимают, зачем и для чего здоровому приличному молодому человеку набивать себе что-то на теле.
С их точки зрения выходит, что если он все-таки что-то набил, значит, можно подозревать у него какие-то нелады с психикой. Как минимум, на всякий случай. И тут, на самом деле, все зависит от личных качеств конкретного врача.
Потому что все мы, прежде всего, люди со своими заблуждениями и стереотипами, и только потом специалисты, профессионалы и т. п. И чем ниже профессиональный уровень (а у большинства врачей советской закалки самых разных профилей он, к сожалению, действительно невысок), тем сильнее, тем ярче проявляются личные, чисто человеческие качества – в первую очередь, не самые лучшие.
Среди этих качеств – консерватизм, ретроградство, тотальное осуждение всего нового и современного. Возрастные психиатры (опять же, средний возраст врачей в России около 44 лет) воспринимают татуировки в привычном для них социокультурном контексте, бытовавшем в советские времена и разрушившемся в девяностые годы. В рамках это контекста татуировки (а точнее, наколки) делали две категории граждан: криминальные элементы и как раз военнослужащие низшего уровня – так сказать, на память.
Сейчас такое ретроградство может показаться невозможным, но это правда: даже очень хорошие, объективно профессиональные психиатры советской закалки не всегда могут удержаться от критики татуировок в той или иной форме. Это можно проследить по отдельным постам и роликам в их аккаунтах в социальных сетях. В ряде случаев такие представления доходят до крайних утверждений, что психически нормальный человек не будет набивать себе татуировки. Неприятие психиатрами тату – явление вполне реальное.
Притом, что оно совершенно не соответствует той роли, которую рисунки на теле играли в культуре разных народов в разные времена. Татуировки – важная часть многих древних и вполне себе нынешних профессиональных сообществ. Современные коммерческие татуировки – одно из средств самовыражения, причем достаточно традиционное, наглядное, доступное большому числу молодых людей, не требующее от них особенных усилий. Кому-то рисунки на теле просто нравятся, и это нормально.
Такой точки зрения придерживаются более молодые, современные психиатры, без, что называется, опыта работы в советской медицине. Будучи частью современного общества, будучи активно включенными в современный социокультурный контекст, они считают татуировки обычным явлением, не заслуживающим особого к себе внимания. Это также укладывается в более свободные, размытые современные представления о том, как должен и как не должен выглядеть приличный уважающий себя молодой человек.
Более того, некоторые молодые психиатры, профессионализм которых не вызывает сомнений, сами имеют довольно крупные татуировки, например, рукав – сплошное изображение от локтя до запястья. Это реальный пример одного популярного в «Ютьюбе» врача-психиатра-нарколога, ведущего собственную частную практику. Очевидно, что тату на теле призывника в большинстве случае их совершенно не смутит и не вызовет никаких вопросов. Другое дело, что в молодые врачи в комиссии при военкомате сидят нечасто в силу дисбаланса цены и качества подобной работы.
Так что на практике все зависит от того, какой психиатр вам попадется. Поколенческое обобщение, конечно, условно, но такая закономерность и зависимость действительно имеют место. В любом случае, до диагноза и освобождения от призыва и тем более от воинской обязанности дело, конечно, не дойдет.
Но психиатр старого образца может из-за того, что ему не понравились ваши татуировки (содержанием или самим фактом своего наличия), выписать вам направление в стационар. Если у вас так и вышло, и вы теперь думаете, что вам с этим делать – читайте в нашем отдельном материале.
Содержание и расположение татуировок
Хотя татуировки сами по себе, как таковые не являются чем-то неправильным и / или ненормальным, они могут в ряде случаев косвенно указывать на определенные проблемы психического плана.
Не обязательно на какие-то расстройства – скорее всего, на некоторые особенности личности, характера, в том числе резко выраженные, пограничные, балансирующие на грани расстройства. Поэтому будьте готовы к тому, что профессиональный психиатр все же обратит внимание на свойства ваших татуировок, а именно на:
- Расположение. Тату любого содержания на лице объективно привлекают внимание и раздражают окружающих сильнее, чем на любой другой части тела. Лицо несет физические черты индивидуальности, поэтому перекрывать из какими-то изображениями кажется странным. Хотя некоторые известные люди имеют тату на лице и при этом ведут себя вполне адекватно, разумно и порядочно.
- Количество. Явное обилие изображений на видимых частях тела, особенно не имеющих явного смысла, художественной ценности, композиционного единства и т. п. могут указывать на расстройство психики. Получается, что человек набивает их не из-за их смысла или хотя бы красоты, а просто ради самого процесса их нанесения и факта их наличия. Тату ради тату как такового подозрительно.
- Содержание. Традиционно мало кому нравятся тату на видимых частях тела с неприемлемым, неприличным, провокационным, оскорбительным содержанием. Вызывает более-менее закономерные вопросы, для чего вообще набивать образы злодеев из мировой истории, радикальные лозунги и т. п., если очевидно, что они не будут восприниматься окружающими с пониманием и одобрением.
Если татуировки и указывают на какие-то психические расстройства, скорее всего, это будут расстройства личности и смежные состояния, проходящие по 18 статье Расписания болезней. Например, обилие таких изображений, лишенных внятного смысла, может свидетельствовать о нехимической зависимости – нарушения привычек и предпочтений, болезненного желания набивать татуировки. В среде профессиональных мастеров это явление известно как «синяя болезнь». Если почитать про самых татуированных людей мира, станет понятно, что такое расстройство более чем реально.
Классические психопатии также могут вызвать желание сделать какую-то чрезмерную татуировку. Реже к такому результату приводят эндогенные психозы (аффективные – настроенческие или шизофренические состояния) или органические поражения органов центральной нервной системы. Но в таких случаях татуировки будут дополняться такой обширной симптоматикой, на фоне которой они вызовут наименьшее беспокойство.
Например, если парень набил тату во время маниакальной стадии БАР – биполярного аффективного расстройства или потому что ему так велели пресловутые «голоса в голове» (истинные слуховые галлюцинации – центральный симптом параноидной шизофрении), как вы понимаете, главная проблема будет совсем не в тату. Хотя последняя тоже может помочь в выявлении и диагностике расстройства. Но, справедливости ради, скажу, что такие примеры достаточно редки. Большинство тату не говорят ни о чем подобном.
В любом случае, при татуировках освобождение будет дано именно на основании психического расстройства, манифестацией которого стали рисунки, набитые на теле, а не татуировка как таковая. 18 статья Расписания болезней, посвященная расстройствам личности и смежным патологическим состояниям, прямо указывает, что заболевание должно «вытекать из всей патологической структуры личности», а не быть результатом намеренного дурачества, подростковой глупости или чего-то подобного.
Пирсинг и призыв на военную службу
Примерно так же дело обстоит и с пирсингом, с той только разницей, что это все-таки более серьезно, чем татуировка, потому что предполагает создание искусственного отверстия в теле. В отличие от татуировок, пирсинг в контексте призыва на военную службу практически не обсуждают, хотя тут есть на что обратить внимание. В целом, ключевые моменты тут те же, что и у татуировок: количество, расположение, размеры.
- Расположение. Учитываются традиционность локализации и болезненность прокола в этом месте. Например, серьги или другие аксессуары в мочках ушей – самый очевидный, простой, нейтральный и не самый болезненный вариант. На другом полюсе – интимный пирсинг: на него решается далеко не каждый фанат колец на теле. Промежуточные варианты – нос, губы, язык, соски, пупок и т. д. Часть этих мест психиатр не увидит, но о них ему может сообщить хирург или врач из кабинета антропометрии, эти данные могут быть отражены в личном деле.
- Размеры. Одно дело – небольшое аккуратное колечко или штанга нормальной толщины, пусть даже не в самых распространенных местах. И совсем другое – крупные, массивные, вычурной формы аксессуары, чересчур толстые штанги, оттягивающие плоть (мочку уха или сосок), деформирующие сформировавший вокруг прокола канал. Самоповреждение, пусть даже в таком формате, всегда привлекают внимание психиатров: душевная норма – избегать боли и вреда себе.
- Количество. Очевидно, есть разница между парой небольших сережек в мочках ушей или даже принцем Альбертом (самый простой вариант пирсинга головки полового члена) и десятком массивных колец по всей ушной раковине. Не говоря уже о чрезмерном количестве таких элементов на лице. Обилие пирсинга не может не вызывать подозрения в нехимической зависимости наподобие «синей болезни». Или даже в более серьезных, глубоких психических расстройствах.
Хотя пирсинг, наряду с татуировками и скарификацией (шрамированием) традиционно был распространен именно среди мужчин во многих культурах, в том числе европейской и даже российской, после советского периода он поначалу казался неприемлемым для мужчин. Из-за этого призывник с серьгой в ухе может столкнуться с более или менее выраженным непониманием психиатра старой закалки – возраст врача тут также имеет большое значение.
Но, повторюсь, самое большее, на что можно рассчитывать – направление в психиатрический стационар, и то далеко не всегда. А в стационаре если что-то и найдут, то лишь такое незначительное, чего хватает на категорию «Б».
Пирсинг может дать отсрочку или освобождение только в двух случаях: если он является проявлением психического расстройства или если он привел к значительному нарушению функций какого-либо органа или части тела. На практике оба варианта, во-первых, редки, а во-вторых, обычно взаимосвязаны: психически здоровый человек не станет дырявить свое тело до состояния физической патологии. Но, подчеркнем, в любом случае отсрочку или освобождение дает не сам факт наличия пирсинга, а психические и / или физические заболевания, ставшие причиной или следствием украшения своего тела кольцами.
Боди-модификации и военная служба
Касаясь темы татуировок и пирсинга, не могу не упомянуть так называемые модификации тела (боди-модификации). Это более серьезное явление: как правило, такие изменения производятся хирургически и в большей степени влияют на состояние организма. Здесь надо понимать, что модификации тела бывают разные, от в целом безобидных до настоящего членовредительства, во всех смыслах этого слова.
Для начала приведу несколько относительно «безобидных» вариантов (если их можно назвать безобидными):
- Шрамирование – поверхностная и относительно безвредная процедура, наименее опасная и наиболее традиционная среди телесных модификаций. При соблюдении всех правил скарификации серьезных последствий для здоровья быть не должно.
- Вживление имплантов – предметов из биоинертных синтетических полимеров. Их вставляют через специальный разрез под кожу с тем, чтобы изменить рельеф ее поверхности. Последствия могут быть разными, внимание психиатра обеспечено.
- Разрезание языка – как правило, на четверть или треть, реже до половины, еще реже – дальше. Такое может привести к нарушение функций, все зависит от того, какая часть языка разрезана. Но внимание психиатра, скорее всего, обеспечено.
- Установка тоннелей – по сути, создание крупных отверстий, в которые вставлены полимерные шайбы. Чаще всего их ставят в ушных раковинах, там это не нарушает слуха. А вот дырки посреди щек, как минимум, привлекут внимание психиатра.
- «Эльфийские уши» – искусственное изменение формы хрящей верхней части ушной раковины, делающее ее заостренной, как у эльфов в их образе из массовой культуры. Это относительно безопасное явление, физические последствия редки.
Как пример максимально радикальной модификации именно мужского тела приведем весьма редкую, но крайне экстремальную разновидность – нуллификацию, то есть полное удаление наружных половых органов (пениса и яичек вместе с мошонкой). При всех организационных и юридических сложностях она имеет какое-то, пусть и незначительное число любителей. В плане военно-врачебной экспертизы тут имеет значение только отсутствие полового члена (пункт а) статьи 73 Расписания болезней, категория «Д» – не годен), хотя тут, кроме того, сложно не заподозрить какое-то психическое расстройство.
Модификации тела – более сложный вопрос, чем татуировки или пирсинг. В их случае важна не только или даже не столько оценка психиатра, сколько хирурга. И направление на стационарное обследование может в некоторых случаях выдать именно он, потому что хирургическое изменение нормальной анатомии способно нарушить естественный ход физиологических процессов – то есть привести к нарушению функции органов. Но опять же: отсрочку или освобождение, если они будут, вы получите не из-за самого факта наличия боди-модификации, а из-за болезни как причины или следствия этого.
Сочетание тату, пирсинга и модификаций
Нередко татуировки присутствуют одновременно с пирсингом, реже их дополняют умеренные телесные модификации. Как такие сочетания оцениваются с точки зрения психиатра? В целом так же, только градус интереса может быть выше. Параметры оценки те же: количество, содержание, расположение. Аккуратная татуировка на плече, серьга в ухе и искусственный шрам на груди даже все вместе смотрятся вполне нормально.
Все, опять-таки, сводится к тому, насколько тату, пирсинг и модификации органичны, умеренны, осмысленны. При этом все эти направления тесно связаны, молодой человек с болезненной страстью к набиванию рисунков на теле нередко в какой-то момент решает повысить градус и обращается к пирсингу. «Синяя болезнь» не приходит одна, поэтому в контексте призыва на военную службу внимание психиатра тут вполне объяснимо.
На всякий случай подчеркну: даже сочетание татуировки и пирсинга не станет причиной освобождения от призыва. Максимальный возможный эффект – все то же направление в психиатрический стационар с подозрением на какое-нибудь расстройство личности или смежное состояние по 18 статье Расписания болезней. И то если психиатр окажется достаточно консервативным, принципиальным, внимательным и упрямым.
Что делать и как быть призывнику
Поймите, восприятие и оценка татуировок и пирсинга лежат не в медицинской плоскости, а в социальной и культурной. Медицинский аспект имеет место, только если есть основания подозревать психическое расстройство. Пирсинг и особенно модификации тела могут также вызывать физиологические проблемы и нарушения функций. На практике все зависит от личности психиатра: кто-то не обратит внимания на рукав в рунах, а кто-то – это абсолютно реальная история – выдаст направление в стационар из-за татуировки на ребре ладони в виде надписи «Счастье» по-испански. Как (не) повезет.
В любом случае, если вы не горите желанием служить, и из-за тату или пирсинга вас направляют в психиатрический стационар, вы имеете право отказать от госпитализации – в соответствии с законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» она добровольна, если нет непосредственной угрозы окружающим и самому себе. Но если вы согласитесь, вряд ли вы получите какой-то страшный диагноз, не соответствующий действительности. А вот время выиграете и сможете успеть найти настоящее законное основание для отсрочки или освобождения от призыва.
Существует мнение, что на практике стараются не призывать молодых людей, у которых татуировки покрывают большую часть тела, находятся на лице или имеют неприличное, интимное содержание и расположены на видимых частях тела, например, на ребре ладони. Что я могу сказать по этому поводу? Ну, наверное, на уровне отдельных военных комиссариатов подобная практика неформально действительно может существовать.
Но именно что на отдельных, неформально и может – а не во всех, официально и должна. То есть тут все, как в случае с геями – может повезти, но скорее всего, не повезет. Особенно в современных условиях, в которых проходит весенний призыв 2022 года, когда нужны новобранцы.
Поэтому если у вас есть татуировки, пирсинг и даже боди-модификации – особенно на них не надейтесь, кроме, конечно, совсем крайних случаев. Но они редки и не могут быть основой для массовых рекомендаций. Единственное, пирсинг лучше снять, причем если у вас нет железных оснований не служить, снять заранее. В армии вы не сможете как следует за ним ухаживать, а это угроза как минимум здоровью.
То же самое касается телесных модификаций – импланты и шайбы из тоннелей лучшей вынуть. Теоретически, если модификации можно устранить, но на это нужно время для операции и восстановления, могут поставить категорию «Г» с отсрочкой по состоянию здоровья на срок полгода или год. Например, по статьям 83 или 85 Расписания болезней.
А если у вас ничего такого нет – не спешите приобретать в надежде откосить от армии по-легкому. Лучше потратьте время и другие ресурсы на подтверждение законного права не служить. Для этого пройдите обследования, соберите медицинские документы, прочитайте профильные законы и подзаконные акты (положения).
А если самостоятельно сделать это трудно, обращайтесь к специалистам. Например, записывайте к нам на бесплатную консультацию, на которой я или мой коллега даст вам базовые сведение по вашему вопросу. По договору мы поможем собрать документы, подготовим и направим заявления, оспорим незаконные решения, защитим ваши права и законные интересы.