Законодательные основы воинской обязанности и призыва. Часть первая. Конституция РФ и федеральные законы

Воинская обязанность и срочная служба в армии по призыву – сложное юридическое явление, регулируемое многими законодательными актами.

Евгений Годов
Директор компании Всероссийский Призывник в Новосибирске
Чаще всего в наших материалах мы ссылаемся на закон «О воинской обязанности и военной службе» и на Положение о военно-врачебной экспертизе, но на самом деле таких документов гораздо больше. В этой статье мы составили подборку законодательных актов по этой теме.
Не знаете что делать?
За более чем 10 лет работы мы помогали даже в самых запущенных случаях. В 95% случаев ваша ситуация стандартна и мы знаем что делать. Позвоните или оставьте заявку, чтобы проконсультироваться с юристом по призыву.

Общий перечень законодательных актов о воинской обязанности и призыве

Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Она устанавливает базовые, принципиальные основы любого направления политики, в том числе и оборонной. Затем идут федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, одобряемые Советом Федерации и подписываемые Президентом. В настоящее время действуют такие ФЗ:

  • «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ;
  • «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ;
  • «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ;
  • «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ;
  • «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ.

Последний уровень – подзаконные акты, утверждаемые указами Президента или постановлениями Правительства для уточнения и конкретизации отдельных положений федеральных законов. Такие акты называются положениями, например:

  • О военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства от 4 июля 2013 года № 565);
  • О призыве на военную службу граждан РФ (утверждено постановлением Правительства от 11 ноября 2006 года № 663);
  • О воинском учете (утверждено постановлением Правительства от 27 ноября 2006 года № 719);
  • О военных комиссариатах (утверждено соответствующим указом Президента от 7 декабря 2012 года № 1609);
  • О порядке прохождения военной службы (утверждено указом Президента «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года № 1237);
  • О порядке прохождения альтернативной гражданской службы (утверждено постановлением Правительства от 28 мая 2004 года № 256);
  • О проведении военных сборов (утверждено постановлением Правительства «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» от 29 мая 2006 года № 333).
  • указ Президента от 2 марта 2022 года № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ» и связанное с ним по смыслу постановление Правительства от 28 марта 2022 года № 490.

Приведенный перечень включает наиболее важные акты, касающиеся призывников и солдат-срочников. Он не является исчерпывающим списком всех законов и положений в сфере обороной и военной деятельности. В первой части статьи рассмотрим подробнее Конституцию и федеральные законы. О положениях поговорим во второй части статьи.

Законодательные основы воинской обязанности и призыва. Часть первая. Конституция РФ и федеральные законы
Лицевая сторона знамени Вооруженных Сил Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации

принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года

Конституция является основным законом, на базе и в пределах которого принимаются все остальные законодательные акты. Статья 59 (глава вторая «Права и свободы человека и гражданина») устанавливает воинскую обязанность и варианты срочной службы:

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В соответствии со статьей 71 (глава третья «Федеративное устройство») к ведению Российской Федерации (то есть федерального центра) относятся вопросы войны и мира (пункт к), оборона и безопасность (пункт м). Таким образом, правое регулирование воинской обязанности и военной службы является прерогативой федерального центра. По этим вопросам принимаются федеральные законы.

Также в соответствии с частью первой статьи 87 (глава четвертая «Президент Российской Федерации») президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ

Это основной закон, конкретизирующий конституционные положения о воинской обязанности. Он состоит из 79 статей в десяти разделах. Первая часть первой статьи определяет, что воинская обязанность включает в себя воинский учет, подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение состоящими в запасе.

Для призывников наиболее важными разделами закона являются второй и четвертый:

  • Раздел второй «Воинский учет» состоит из трех статей (8 – 10) и определяет общий порядок организации воинского учета (8 статья), постановки на него (9 статья), а также обязанности граждан по воинскому учету (10 статья, читать обязательно).
  • Раздел четвертый «Призыв граждан на военную службу» в десяти статьях (с 22 по 31) содержит как минимум половину того, что нужно знать каждому призывнику. Это освобождения и отсрочки (статьи 23 и 24), сроки призыва (25 статья), статус и порядок деятельности призывных комиссий (статьи 27 – 29), обязанности граждан, подлежащих по статье 22 призыву на военную службу (статья 31).

Кроме того, полезно изучить статью 11 (обязательная подготовка к военной службе), а тем, кто готов стать срочником, – раздел шестой «Военная служба» (14 статей, с 36 по 49). Отдельные положения этого закона подробно разбираются в наших материалах в блоге.

Федеральный закон  «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ

Закон определяет права, обязанности, основы социальных гарантий военнослужащих – и срочников, и контрактников, и кадровых офицеров. Он состоит из 43 статей в трех главах.

Для призывников этот закон не представляет непосредственного интереса, но он может быть полезен для тех из них, кто намерен пройти срочную службу. Разберем по главам:

  • первая (4 статьи, с 1 по 4) – «Общие положения»: статус военнослужащего, граждане, имеющие такой статус, правовые основы, гарантии социальной защиты;
  • вторая (23 статьи, с 5 по 25) – «Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»: свобода слова, совести, право на труд, отдых, на жилище и медицинскую помощь, денежное довольствие и т. п.;
  • третья (16 статей, с 26 по 43) – «Обязанность и ответственность военнослужащих»: основные и специальные обязанности, дисциплинарная ответственность, порядок привлечения к ней, производства по таким делам, исполнения взысканий.

Также поясним: статья вторая определяет, что военнослужащими являются все граждане, которые проходят военную службу на любой основе, и все курсанты военных учебных заведений. Военнослужащими они становятся с момента поступления на военную службу (с момента издания соответствующего приказа), а не с момента принесения присяги.

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ

Это главный законодательный акт об организации обороны, системе вооруженных сил, различных режимах оборонной деятельности (состояние войны, военное положение и т. д.). Закон состоит из 36 статей в шести разделах. Коротко расскажем о каждом:

  • первый (5 статей, с 1 по 3.1) – «Основы и организация обороны»:
  • второй (3 статьи, с 4 до 6)) – «Полномочия органов государственной власти в области обороны»
  • третий (3 статьи, с 7 по 8) – «Функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны»;
  • четвертый (12 статей, с 10 по 17.1) – «Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы»;
  • пятый (5 статей, с 18 по 22) – «Состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона»;
  • шестой (8 статей, с 23 по 29) – «Заключительные положения», в том числе статья 25.1 о военной полиции.

В плане призыва и воинской обязанности особенно важна статья 12 «Комплектование Вооруженных Сил РФ личным составом». Пункт 1) части второй статьи предусматривает, что личный состав ВС включает военнослужащих, направляемых в войска «путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу». Экстерриториальный принцип означает, что призванного срочника из одного региона могут отправить совершенно в другой регион (чаще всего именно так и происходит), в зависимости от того, куда он распределен по совокупности его качеств и навыков.

Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ

Закон определяет общие правила мобилизационной подготовки и порядка проведения мобилизации, но очень рамочно. Многие его положения требуют уточнения подзаконными актами, но, поскольку поводов для мобилизации последние три десятка лет не было, разработаны далеко не все нужные положения и инструкции.

Закон состоит из 26 статей в семи разделах, из которых для военнообязанных (призывников и все, кто состоит в запасе) важнее всего пятый – «Призыв граждан на военную службу по мобилизации» (пять статей, с 17 по 21). Основные положения:

  • судимых по мобилизации не призывают, только если они осуждены за тяжкое преступление, в остальных случаях призовут (часть третья статьи 17);
  • количество отсрочек сильно сокращено по сравнению с отсрочками в обычном случае, например, полностью отменяются учебные (академические) (статья 18);
  • призыв по мобилизации осуществляют мобилизационные призывные комиссии, граждане могут быть приписаны к воинским частям (статья 20);
  • военнообязанные, состоящие в запасе не могут в период мобилизации покидать место жительства без разрешения военкомата (часть вторая статьи 21).

Также раздел шестой устанавливает возможность бронирования военнообязанных для выполнения важных задач в тылу, с предоставлением им отсрочки на время действия брони. Важно понимать, что мобилизация может быть объявлена и без введения в стране военного положения – законом подобная взаимосвязь не установлена.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ

Альтернативная гражданская служба – довольно сомнительный способ избежать призыва, но как вариант ее рассматривать все-таки стоит. Поэтому призывнику будет полезно представлять себе, что это такое. Закон об АГС состоит из 26 статей в шести разделах. Для призывников наиболее важны следующие положения:

  • АГС проходит в государственных учреждениях и организациях (часть первая статьи четвертой), как правило, по экстерриториальному принципу, но возможны исключения (часть вторая той же статьи);
  • срок АГС составляет 1,5 (в гражданских организациях при войсках) или 1,75 (во всех прочих организациях) срока военной службы по призыву, то есть 18 месяцев и 21 месяц соответственно (статья пятая);
  • заявление о направлении на АГС нужно подавать сильно заранее, фактически, за полгода до призыва: до 1 апреля, если должны призвать в осеннюю кампанию текущего года и до 1 октября – если в весеннюю следующего (статья 11).
Евгений Годов
Директор компании Всероссийский Призывник в Новосибирске
Кроме того, в целом альтернативная гражданская служба возможна, только если возможна военная (статья третья закона). То есть молодой человек, имеющий отсрочку или освобождение от призыва, или не подлежащий призыву из-за судимости, не может пройти АГС. Вряд ли кто-то с отсрочкой или освобождением горит таким желанием, но все же уточняем: альтернативная гражданская служба вторична по отношению к срочной военной (это установлено первой частью первой статьи закона).

Как быть и что делать призывнику

Крайне желательно заранее, до первой явки в военкомат изучить те фрагменты законов, которые мы обозначили как наиболее важные для призывников. Все они были написаны достаточно давно, когда юридический язык был вполне понятен неспециалисту. Правда, с тех пор практически во все законы и даже в Конституцию внесли множество правок, стиль которых местами разительно отличается от исходного – и, увы, не в лучшую сторону.

Поэтому у молодого человека без юридической подготовки и, скажем так, с не лучшей школьной успеваемостью, могут возникнуть проблемы с восприятием законодательного текста. К примеру, положения об отсрочках от призыва сформулированы в длинных, сложных, запутанных предложениях, организованы в одну огромную статью, по сути являющуюся одним предложением. Такое действительно очень тяжело читать.

Из-за этого велик соблазн махнуть рукой на нормы законы и либо положиться на судьбу, либо пытаться откосить не вполне законными или даже вполне незаконными способами. Мы категорически не рекомендуем такие варианты – они не дадут желаемого эффекта, зато могут обеспечить бо́льшие проблемы, чем срочная служба по призыву. Защитить свои права и законные интересы у вас получится, только действую в рамках закона.

Если вам трудно разобраться в этих законах самим, обращайтесь к специалистам. У нас вы можете записаться на бесплатную консультацию, на которой наш юрист ответит на ваши вопросы и расскажет главное, что вам нужно знать. Дальше вы можете заключить с нами договор о юридическом сопровождении вашего взаимодействия с военкоматом. По нему мы защитим ваши права и законные интересы в административном и судебном порядке.

Решаем ваши проблемы с военкоматом
Помогаем призывникам добиться освобождения от службы в армии на законных основаниях.
Сопровождаем призывника в военкоматах и помогаем пройти призывные мероприятия
Работаем до фактического получения призывником военного билета или отсрочки от армии
Обеспечиваем полную юридическую безопасность призывника
Перезвоним и ответим на ваши вопросы
У вас есть военный билет?
нет, мне меньше 27 лет
нет, мне больше 27 лет
да
Выберите город
⭐ Москва
⭐ Санкт-Петербург
⭐ Новосибирск
⭐ Ростов-на-Дону
⭐ Саратов
⭐ Якутск
Абакан
Азов
Альметьевск
Ангарск
Арзамас
Армавир
Артём
Архангельск
Астрахань
Ачинск
Балаково
Балашиха
Барнаул
Батайск
Белгород
Бердск
Березники
Бийск
Благовещенск
Братск
Брянск
Великий Новгород
Владивосток
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Воронеж
Дзержинск
Димитровград
Долгопрудный
Домодедово
Евпатория
Екатеринбург
Жуковский
Златоуст
Иваново
Ижевск
Иркутск
Искитим
Йошкар-Ола
Казань
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Камышин
Кемерово
Керчь
Киров
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Копейск
Королёв
Кострома
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Курган
Курск
Кызыл
Липецк
Люберцы
Магнитогорск
Майкоп
Миасс
Мурманск
Муром
Мытищи
Набережные Челны
Находка
Нефтекамск
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Новокузнецк
Новомосковск
Новороссийск
Новочебоксарск
Новочеркасск
Новошахтинск
Новый Уренгой
Ногинск
Норильск
Ноябрьск
Обнинск
Одинцово
Октябрьский
Омск
Орёл
Оренбург
Орехово-Зуево
Орск
Пенза
Первоуральск
Пермь
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Подольск
Прокопьевск
Псков
Пушкино
Раменское
Реутов
Рубцовск
Рыбинск
Рязань
Салават
Самара
Саранск
Севастополь
Северодвинск
Северск
Серпухов
Симферополь
Смоленск
Сочи
Старый Оскол
Стерлитамак
Сургут
Сызрань
Сыктывкар
Таганрог
Тамбов
Тверь
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Улан-Удэ
Ульяновск
Уссурийск
Уфа
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Химки
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Щёлково
Электросталь
Элиста
Энгельс
Южно-Сахалинск
Ярославль
В списке нет моего города
Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.