Воинская обязанность и срочная служба в армии по призыву – сложное юридическое явление, регулируемое многими законодательными актами.
Общий перечень законодательных актов о воинской обязанности и призыве
Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Она устанавливает базовые, принципиальные основы любого направления политики, в том числе и оборонной. Затем идут федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, одобряемые Советом Федерации и подписываемые Президентом. В настоящее время действуют такие ФЗ:
- «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ;
- «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ;
- «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ;
- «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ;
- «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ.
Последний уровень – подзаконные акты, утверждаемые указами Президента или постановлениями Правительства для уточнения и конкретизации отдельных положений федеральных законов. Такие акты называются положениями, например:
- О военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства от 4 июля 2013 года № 565);
- О призыве на военную службу граждан РФ (утверждено постановлением Правительства от 11 ноября 2006 года № 663);
- О воинском учете (утверждено постановлением Правительства от 27 ноября 2006 года № 719);
- О военных комиссариатах (утверждено соответствующим указом Президента от 7 декабря 2012 года № 1609);
- О порядке прохождения военной службы (утверждено указом Президента «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года № 1237);
- О порядке прохождения альтернативной гражданской службы (утверждено постановлением Правительства от 28 мая 2004 года № 256);
- О проведении военных сборов (утверждено постановлением Правительства «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» от 29 мая 2006 года № 333).
- указ Президента от 2 марта 2022 года № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ» и связанное с ним по смыслу постановление Правительства от 28 марта 2022 года № 490.
Приведенный перечень включает наиболее важные акты, касающиеся призывников и солдат-срочников. Он не является исчерпывающим списком всех законов и положений в сфере обороной и военной деятельности. В первой части статьи рассмотрим подробнее Конституцию и федеральные законы. О положениях поговорим во второй части статьи.
Конституция Российской Федерации
принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года
Конституция является основным законом, на базе и в пределах которого принимаются все остальные законодательные акты. Статья 59 (глава вторая «Права и свободы человека и гражданина») устанавливает воинскую обязанность и варианты срочной службы:
- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
- Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
- Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
В соответствии со статьей 71 (глава третья «Федеративное устройство») к ведению Российской Федерации (то есть федерального центра) относятся вопросы войны и мира (пункт к), оборона и безопасность (пункт м). Таким образом, правое регулирование воинской обязанности и военной службы является прерогативой федерального центра. По этим вопросам принимаются федеральные законы.
Также в соответствии с частью первой статьи 87 (глава четвертая «Президент Российской Федерации») президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ
Это основной закон, конкретизирующий конституционные положения о воинской обязанности. Он состоит из 79 статей в десяти разделах. Первая часть первой статьи определяет, что воинская обязанность включает в себя воинский учет, подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение состоящими в запасе.
Для призывников наиболее важными разделами закона являются второй и четвертый:
- Раздел второй «Воинский учет» состоит из трех статей (8 – 10) и определяет общий порядок организации воинского учета (8 статья), постановки на него (9 статья), а также обязанности граждан по воинскому учету (10 статья, читать обязательно).
- Раздел четвертый «Призыв граждан на военную службу» в десяти статьях (с 22 по 31) содержит как минимум половину того, что нужно знать каждому призывнику. Это освобождения и отсрочки (статьи 23 и 24), сроки призыва (25 статья), статус и порядок деятельности призывных комиссий (статьи 27 – 29), обязанности граждан, подлежащих по статье 22 призыву на военную службу (статья 31).
Кроме того, полезно изучить статью 11 (обязательная подготовка к военной службе), а тем, кто готов стать срочником, – раздел шестой «Военная служба» (14 статей, с 36 по 49). Отдельные положения этого закона подробно разбираются в наших материалах в блоге.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ
Закон определяет права, обязанности, основы социальных гарантий военнослужащих – и срочников, и контрактников, и кадровых офицеров. Он состоит из 43 статей в трех главах.
Для призывников этот закон не представляет непосредственного интереса, но он может быть полезен для тех из них, кто намерен пройти срочную службу. Разберем по главам:
- первая (4 статьи, с 1 по 4) – «Общие положения»: статус военнослужащего, граждане, имеющие такой статус, правовые основы, гарантии социальной защиты;
- вторая (23 статьи, с 5 по 25) – «Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»: свобода слова, совести, право на труд, отдых, на жилище и медицинскую помощь, денежное довольствие и т. п.;
- третья (16 статей, с 26 по 43) – «Обязанность и ответственность военнослужащих»: основные и специальные обязанности, дисциплинарная ответственность, порядок привлечения к ней, производства по таким делам, исполнения взысканий.
Также поясним: статья вторая определяет, что военнослужащими являются все граждане, которые проходят военную службу на любой основе, и все курсанты военных учебных заведений. Военнослужащими они становятся с момента поступления на военную службу (с момента издания соответствующего приказа), а не с момента принесения присяги.
Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ
Это главный законодательный акт об организации обороны, системе вооруженных сил, различных режимах оборонной деятельности (состояние войны, военное положение и т. д.). Закон состоит из 36 статей в шести разделах. Коротко расскажем о каждом:
- первый (5 статей, с 1 по 3.1) – «Основы и организация обороны»:
- второй (3 статьи, с 4 до 6)) – «Полномочия органов государственной власти в области обороны»
- третий (3 статьи, с 7 по 8) – «Функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны»;
- четвертый (12 статей, с 10 по 17.1) – «Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы»;
- пятый (5 статей, с 18 по 22) – «Состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона»;
- шестой (8 статей, с 23 по 29) – «Заключительные положения», в том числе статья 25.1 о военной полиции.
В плане призыва и воинской обязанности особенно важна статья 12 «Комплектование Вооруженных Сил РФ личным составом». Пункт 1) части второй статьи предусматривает, что личный состав ВС включает военнослужащих, направляемых в войска «путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу». Экстерриториальный принцип означает, что призванного срочника из одного региона могут отправить совершенно в другой регион (чаще всего именно так и происходит), в зависимости от того, куда он распределен по совокупности его качеств и навыков.
Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ
Закон определяет общие правила мобилизационной подготовки и порядка проведения мобилизации, но очень рамочно. Многие его положения требуют уточнения подзаконными актами, но, поскольку поводов для мобилизации последние три десятка лет не было, разработаны далеко не все нужные положения и инструкции.
Закон состоит из 26 статей в семи разделах, из которых для военнообязанных (призывников и все, кто состоит в запасе) важнее всего пятый – «Призыв граждан на военную службу по мобилизации» (пять статей, с 17 по 21). Основные положения:
- судимых по мобилизации не призывают, только если они осуждены за тяжкое преступление, в остальных случаях призовут (часть третья статьи 17);
- количество отсрочек сильно сокращено по сравнению с отсрочками в обычном случае, например, полностью отменяются учебные (академические) (статья 18);
- призыв по мобилизации осуществляют мобилизационные призывные комиссии, граждане могут быть приписаны к воинским частям (статья 20);
- военнообязанные, состоящие в запасе не могут в период мобилизации покидать место жительства без разрешения военкомата (часть вторая статьи 21).
Также раздел шестой устанавливает возможность бронирования военнообязанных для выполнения важных задач в тылу, с предоставлением им отсрочки на время действия брони. Важно понимать, что мобилизация может быть объявлена и без введения в стране военного положения – законом подобная взаимосвязь не установлена.
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ
Альтернативная гражданская служба – довольно сомнительный способ избежать призыва, но как вариант ее рассматривать все-таки стоит. Поэтому призывнику будет полезно представлять себе, что это такое. Закон об АГС состоит из 26 статей в шести разделах. Для призывников наиболее важны следующие положения:
- АГС проходит в государственных учреждениях и организациях (часть первая статьи четвертой), как правило, по экстерриториальному принципу, но возможны исключения (часть вторая той же статьи);
- срок АГС составляет 1,5 (в гражданских организациях при войсках) или 1,75 (во всех прочих организациях) срока военной службы по призыву, то есть 18 месяцев и 21 месяц соответственно (статья пятая);
- заявление о направлении на АГС нужно подавать сильно заранее, фактически, за полгода до призыва: до 1 апреля, если должны призвать в осеннюю кампанию текущего года и до 1 октября – если в весеннюю следующего (статья 11).
Как быть и что делать призывнику
Крайне желательно заранее, до первой явки в военкомат изучить те фрагменты законов, которые мы обозначили как наиболее важные для призывников. Все они были написаны достаточно давно, когда юридический язык был вполне понятен неспециалисту. Правда, с тех пор практически во все законы и даже в Конституцию внесли множество правок, стиль которых местами разительно отличается от исходного – и, увы, не в лучшую сторону.
Поэтому у молодого человека без юридической подготовки и, скажем так, с не лучшей школьной успеваемостью, могут возникнуть проблемы с восприятием законодательного текста. К примеру, положения об отсрочках от призыва сформулированы в длинных, сложных, запутанных предложениях, организованы в одну огромную статью, по сути являющуюся одним предложением. Такое действительно очень тяжело читать.
Из-за этого велик соблазн махнуть рукой на нормы законы и либо положиться на судьбу, либо пытаться откосить не вполне законными или даже вполне незаконными способами. Мы категорически не рекомендуем такие варианты – они не дадут желаемого эффекта, зато могут обеспечить бо́льшие проблемы, чем срочная служба по призыву. Защитить свои права и законные интересы у вас получится, только действую в рамках закона.
Если вам трудно разобраться в этих законах самим, обращайтесь к специалистам. У нас вы можете записаться на бесплатную консультацию, на которой наш юрист ответит на ваши вопросы и расскажет главное, что вам нужно знать. Дальше вы можете заключить с нами договор о юридическом сопровождении вашего взаимодействия с военкоматом. По нему мы защитим ваши права и законные интересы в административном и судебном порядке.