26 июня текущего года во многих СМИ прошла новость о том, что в Государственную Думу внесен законопроект, упрощающий заключение призывниками контракта о прохождении военной службы. Кроме того, тот же проект поправок в действующие федеральные законы предлагал прописать ограничения по отправки в зоны боевых действий юношей, проходящих срочную службу по контракту. Проект затрагивает 130 тысяч человек, каждые полгода отправляющихся в воинские части по всей стране. Разберем его подробнее.
Это законопроект № 11599-8 с, как обычно бывает со всеми ощутимыми и важными поправками, длинным и малопонятным названием: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 8 статьи 18 Федерального закона “О государственной охране” (по вопросу заключения контракта о прохождении военной службы)». Он внесен группой из пяти депутатов, профильные комитеты – по обороне, по безопасности и противодействию коррупции.
На самом деле, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации этот законопроект был внесен еще 1 декабря 2021 года. Об этом имеется запись на странице проекта в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД). Однако до 17 мая 2022 года он гулял по комитетам и Совету Думы, обрастая поправками, а дата его рассмотрения в первом чтении многократно откладывалась.
Рассмотрен и принят в первом чтении он был только 17 мая 2022 года. Второе чтение было назначено на 14 июня, потом перенесено на 20, и теперь снова отложено до 28 июня сего года. В день написания этого материала в семь часов вечера по московскому времени прошла новость, что рассмотрение перенесено и с 28 числа на пока не определенную дату. Тем не менее, законопроект чрезвычайно серьезный.
5 июля 2022 года указанный законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении, 6 июля – в третьем. 8 июля законопроект одобрен Советом Федерации Федерального Собрания и направлен на подпись Президенту. Правда, самая спорная норма, которой и посвящен этот материал, оттуда исчезла.
Однако данная норма была принята в составе законопроекта 361804-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу)». Он уже почти стал полноценным законом, полностью изменяющим правила призыва. Мы подготовили его обзор.
Как ситуация обстоит сейчас
В одном из предыдущих материалов в нашем блоге мы подробно рассказали про все ключевые даты и этапы срочной службы. Здесь мы поясним главное по данному вопросу.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 23 марта 1998 года № 53-ФЗ предусматривает переход на контрактную основу для призывников, срок службы которых по призыву не то что еще не истек, а даже едва успел начаться. Так, статья 34 данного закона разрешает подписание контракта через ТРИ месяца после начала службы по призыву.
А если срочник успел получить любое образование уровнем выше школьного (хоть высшее, среднеспециальное в каком угодно колледже), то ему не нужно ждать даже трех месяцев – он может подписать контракт практически с первого дня пребывания в воинской части, даже до приведения к присяге (не позднее двух месяцев по прибытию).
С другой стороны, в стране действует Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное указом Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года № 1237. первый абзац части третьей статьи второй этого Положения определяет, что «военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям».
Сопоставляя оба положения – федерального закона и подзаконного акта – получаем следующую картину. По закону солдата-срочника нельзя отправить для участия в реальных боевых действия, пока он не отслужит хотя бы четырех месяцев. Проходить какую-то адекватную подготовку ему не обязательно – нужную запись в его личное дело внести не трудно. Но в большинстве случаев надо ждать, пока вчерашний школьник из провинции отслужить свои три месяца. А вот если не ждать, а сразу предложить ему получать деньги за ту же самую службу, то про Положение можно забыть – оно ведь распространяется только на срочников, а не на контрактников.
Этот баннер, к слову, размещен на сайте службы занятости (!) Тверской области – государственном учреждении в ведении регионального правительства.
Что предлагается изменить
Собственно, это и предлагается изменить: чтобы больше не ждать три месяца, тем более что военная подготовка морально устарела и все равно превращается в профанацию. Проект закона включает пять статей, но нам интересна только третья.
Пункт в) части первой третьей статьи законопроекта предлагает дополнить часть первую статьи 34 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» новым абзацем (восьмым по счету) следующего содержания:
«Контракт о прохождении военной службы вправе заключать <…> граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, получившие среднее общее образование и поступающие на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации».
То есть этот контракт они смогут подписывать не то что в воинской части, когда срочная служба формально уже проходит, а уже в военкомате, сразу после оглашения им решения призывной комиссии о признании их годными к военной службе и отправке в войска.
Кроме того, пункт б) части второй статьи третьей законопроекта предлагает ввести в статью 36 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» новую часть 2.2, в которой определить следующее:
«Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и имеющие общую продолжительность военной службы менее четырех месяцев, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на указанных должностях и имеющие общую продолжительность военной службы более четырех месяцев, но не завершившие подготовку по военно-учетной специальности, не могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях)».
То есть, по сути, распространить на контрактников действие ограничения для срочников, установленное Положением о порядке прохождения военной службы.
- В категорию «солдаты», очевидно, включаются ефрейторы, в категорию «сержанты» – младшие сержанты, сержанты и старшие сержанты.
- В категорию «матросы» – матросы и старшие матросы, в категорию «старшины» – старшины второй статьи, старшины первой статьи и главные старшины, насчет главных корабельных старшин не вполне ясно.
Нельзя, однако, исключать и буквально толкования указанных в законопроекте званий – без распространения ограничений на ефрейторов, старших матросов и т. д. Кажется, что вторая поправка отменяет смысл первой, но не все так очевидно, как может показаться.
Каковы цели и перспективы
Сложно представить себе цель данного законопроекта, не связанную с специальной военной операцией в Украине. О необходимости увеличения количества живой силы в зоне проведения указанной операции говорят буквально все военные эксперты, в том числе и на русском языке. При этом по ряду формальных и неформальных причин пополнять личный состав предпочитают обычным, штатным порядком.
Цели первой существенной поправки – о переводе на контракт призывника с момента призыва – достаточно очевидны и не нуждаются в дополнительном комментировании. Куда интереснее второе существенное изменение. Может показаться, будто бы оно отменяет смысл первого.
Если контрактников все равно нельзя будет первые четыре месяца военной службы отправлять в зону боевых действий, то какая разница, будут ли призывникам предлагать контракты через три месяцы после призыва или сразу в военкомате на заседании призывной комиссии. Однако так может подумать человек, не знакомый с игрой словами в законодательных актах.
Прочитаем внимательно вторую поправку: «Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту … менее четырех месяцев … для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях)». А теперь откроем раздел третий приложения к федеральному закону «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и прочитаем последние позиции этого списка:
- выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года;
- выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года;
- выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года;
- выполнение специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики: с 30 сентября 2015 года;
- выполнение задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики: с 24 февраля 2022 года (позиция внесена в список Федеральным законом«О внесении изменения в Федеральный закон “О ветеранах”» от 26 марта 2022 № 69-ФЗ).
Последняя кампания, официально признанная вооруженным конфликтом, закончилась в декабре 1996 года. С тех пор ни одна кампания с боевыми действиями таковым не называлась. И сейчас в Украине разворачивается не вооруженный конфликт, а специальная военная операция, про которую в законопроекте ни слова.
Есть, правда, уточнение в скобочках: «(для участия в боевых действиях)». Безусловно, вчерашних школьников, наскоро переведенных с призыва на контракт, не будут привлекать к боевым действиям. Их будут привлекать к тыловому обеспечению тех подразделений, которые ведут боевые действия в ходе специальной военной операции. Ни никто не может гарантировать, что боевые действия не зацепят их помимо чьей-либо воли, потому что бой и тыл – явления территориально смежные.
Нельзя также исключать, что норма, вводимая второй поправкой, действительно будет работать. К первому октября 2022 года, когда начнется осенняя призывная кампания, призывников, отправленных в войска весной сего года, успеют и перевести на контракт, и обучить, и четыре месяца как раз пройдут – а там поступит новое пополнение. В любом случае, ничего хорошего для призывников от этого законопроекта ожидать не стоит. Сложно сказать, когда его примут и примут ли вообще – но такой риск остается.
Что делать призывнику
По крайней мере, всеми законными способами стараться избежать призыва. Если этот законопроект все-таки будет принят, риски оказаться в зоне реальных боевых действий для солдата-срочника, наспех переделанного в контрактника, становятся максимально высокими. А вероятность принятия закона остается, причем даже высокой, несмотря на все проволочки и откладывания рассмотрения во втором чтении. Помните, что второе и третье чтение спокойно могут пройти в один день – таких примеров немало.
Четко понимайте, что пока вы дома, у вас есть возможность маневра в правовом поле. Вы можете защищать свои права, отстаивать законные интересы. Если вы окажетесь в воинской части, такие возможности у вас останутся только на бумаге – фактически вы не сможете ими воспользоваться. Учитывая, что оставить срочника в информационном вакууме, без связи с внешним миром совершенно не трудно, вы даже не сможете никому сообщить о давлении на вас, о принуждении к подписанию контракта и т. п.
В крайнем случае, контракт могут подписать и за вас – такие прецеденты также уже вскрывались в течение последних четырех месяцев. Да, это не центральная политика, это, что называется, перегибы на местах, но вам от этого легче не станет. Финалом с высокой степенью вероятности может стать ваша отправка в непосредственную близость от зоны реальных боевых действий, которые даже не считаются официально вооруженным конфликтом – а всего лишь специальной военной операцией.
Поэтому, если вы рассматривали службу по контракту как возможность совместить срочную службу, которую вы считаете для себя неизбежной, с зарабатыванием денег, пересмотрите свои представления. В данном случае речь идет не о вашем отношении к армии и призыву, не о ваших планах на жизнь, не о нежелании или, наоборот, готовности терпеть дискомфорт пребывания в воинской части, а о реальной угрозе жизни или как минимум здоровью. По последним сообщениям Министерства обороны двухмесячной давности, в ходе спецоперации погибло примерно 1 500 военнослужащих.
Так что читайте профильный закон и ищите законные основания для освобождения от призыва или хотя бы отсрочки от него. Если самостоятельно вам трудно проделать такую работу – обращайтесь к специалистам. Придите по предварительной записи на нашу бесплатную консультацию и получите базовые сведения о том, как вам быть в вашей ситуации. Заключите с нами договор, по которому мы поможем вам найти законное основание не служить и доказать военкомату, что вы действительно имеете такое право.