Законодательные основы воинской обязанности и призыва. Часть третья. Подзаконные акты (положения) – окончание

Статья написана и поддерживается в актуальном состоянии юристами компании «Всероссийский призывник». Если у вас возник вопрос, вы можете задать его авторам статьи по телефону или в социальных сетях.

В последней, третьей части нашего обзора военно-оборонного законодательства мы рассмотрим еще четыре подзаконных акта. В первой части мы говорили о Конституции и федеральных законах, во второй речь шла о положениях, особенно важных для призывников: о военно-врачебной экспертизе, о призыве на военную службу, о воинском учете, а также о новой президентской отсрочке для IT-специалистов.

Евгений Годов
юрист
В этой части мы поговорим о более специфичных положениях, некоторые из которых в большей степени относятся к солдатам-срочникам или уже отслужившим срочную службу.
Не знаете что делать?
За более чем 10 лет работы мы помогали даже в самых запущенных случаях. В 95% случаев ваша ситуация стандартна и мы знаем что делать. Позвоните или оставьте заявку, чтобы бесплатно проконсультироваться с юристом по призыву.

Общий перечень законодательных актов о воинской обязанности и призыве

Напомним общий перечень законодательных актов, связанных с призывом на срочную службу и воинской обязанностью. Основа всего и вся – Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Она определяет базовые основы любой отрасли законодательства и политики. На втором уровне находятся федеральные законы, принятые Государственной Думой, одобренные Советом Федерации и подписанные Президентом. В первой части этого статьи мы коснулись следующих ФЗ:

  • «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ;
  • «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ;
  • «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ;
  • «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ;
  • «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ.

На последнем третьем уровне находятся подзаконные акты Президента и Правительства, которые конкретизируют отдельные положения федеральных законов. Во второй и третьей частях этого материала мы разбираем следующие подзаконные акты:

  • О военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства от 4 июля 2013 года № 565);
  • О призыве на военную службу граждан РФ (утверждено постановлением Правительства от 11 ноября 2006 года № 663);
  • О воинском учете (утверждено постановлением Правительства от 27 ноября 2006 года № 719);
  • О военных комиссариатах (утверждено соответствующим указом Президента от 7 декабря 2012 года № 1609);
  • О порядке прохождения военной службы (утверждено указом Президента «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года № 1237);
  • О порядке прохождения альтернативной гражданской службы (утверждено постановлением Правительства от 28 мая 2004 года № 256);
  • О проведении военных сборов (утверждено постановлением Правительства «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» от 29 мая 2006 года № 333);
  • указ Президента от 2 марта 2022 года № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ» и связанное с ним по смыслу постановление Правительства от 28 марта 2022 года № 490.

Еще раз повторим, что не претендуем на полноту подборки нормативно-правовых актов в сфере обороны, военной и военно-технической области. Мы привели только те законы и подзаконные акты, которые непосредственно касаются призывников и солдат-срочников.

Законодательные основы воинской обязанности и призыва. Часть третья. Подзаконные акты (положения) – окончание
Официальная геральдическая эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации.

Положение о военных комиссариатах

утверждено соответствующим указом Президента от 7 декабря 2012 года № 1609

Довольно небольшой специализированный документ. Для призывников он не так важен, как три положения из второй части этой статьи, но изучить его тоже не будет лишним – вы поймете хотя бы в общих чертах, как устроен и работает военный комиссариат.

Положение состоит из 24 пунктов в четырех разделах, приложений не имеет. Количество пунктов также совпадает с номером последнего из них, дополнительных пунктов не вводилось. Коротко пройдемся по разделам подзаконного акта:

  • первый – «Общие положения» (16 пунктов с 1 по 16): правовой статус и порядок формирования и подчинения военкоматов;
  • второй – «Основные задачи военных комиссариатов» (три пункта с 17 до 19): функциональные обязанности и запрет на деятельность, приносящую доход;
  • третий – «Руководство военного комиссариата» (три пункта с 20 по 22): статус, права и должностные обязанности военных комиссаров;
  • четвертый – «Обеспечение деятельности военных комиссариатов» (два пункта с 23 по 24): финансирование из федерального бюджета по линии Министерства обороны, материально-техническая помощь региональных и местных властей.

Главное, что нужно знать о военных комиссариатах: это территориальный орган Министерства обороны РФ, входящий в состав соответствующего военного округа или Северного флота (пункт 4), созданный в субъекте (регионе) РФ для организации призыва, мобилизации и мобилизационной подготовки, реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей (пункт 2).

Военкоматы могут создаваться в муниципальных образованиях (пункт 9). Они возглавляются военным комиссаром (пункты 7 и 20), не имеют филиалов и представительств (пункт 8), но могут иметь в составе территориальные отделы (пункт 9, например, областной военкомат имеет отделы в областном центре и районах области).

Положение о порядке прохождения военной службы

утверждено указом Президента «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года № 1237

Для призывников этот документ не имеет большого значения, но для тех, кто решил все-таки пройти срочную службу, он будет полезен. Подзаконный акт состоит из 34 статей в восьми разделах, при этом количество статей равно номеру последней из них (то есть дополнительных статей после принятия акта в него не вводилось). Это положение распространяется и на срочников, и на контрактников, и на кадровых офицеров.

Для срочников наиболее важны следующие положения (все они сосредоточены в первом разделе «Общие положения о прохождении военной службы»):

  • Военную службу по призыву проходят граждане РФ в званиях рядовой (матрос), ефрейтор (старший матрос), младший сержант (старшина второй статьи), сержант (старшина первой статьи), старший сержант (главный старшина), старшина (главный корабельный старшина) – по пункту а) части первой статьи второй и по статье 20; соответственно, эти звания могут быть присвоены солдату-срочнику.
  • «Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены <…> для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям» – по части третьей статьи второй. Это особенно важно в условиях, в которых проходит весенний призыв 2022 года.
  • Началом срочной военной службы считается день присвоения призванному новобранцу воинского звания рядового (по пункту а) части первой статьи третьей). Срок военной службы для призванных после 1 января 2008 года, составляет 12 месяцев (один год, по пункту д) части второй статьи третьей), срок исчисляется со дня начала военной службы (то есть со дня присвоения ему звания рядового).
  • Для срочников срок военной службы истекает в то же число, когда им было присвоено звание рядового, последнего месяца срочной службы, а если в этом месяце такого числа нет – то в последний день этого месяца (часть третья статьи третьей). В этот день срочник должен быть исключен из списка личного состава воинской части, и этот день считается днем окончания (последним днем) срочной службы (по части четвертой статьи третьей).

По части седьмой статьи третьей срок военной службы исчисляется в календарных днях. В этот срок по части шестой не включается время пребывания в дисциплинарной воинской части, время дисциплинарного ареста или время уголовного ареста в случае осуждения срочника судом, а также время самовольного оставления части свыше десяти суток.

Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы

утверждено постановлением Правительства от 28 мая 2004 года № 256 

Это положение, наверное, будет интереснее, прежде всего, тем, кто уже решил отслужить именно в формате АГС, но призывникам так же полезно его изучить, чтобы понимать, что их ждет, если они решат избежать призыва с помощью альтернативной гражданской службы. Документ состоит из 74 пунктов в шести разделах, приложений не содержит. Коротко разберем каждый раздел подзаконного акта:

  • первый – «Общие положения» (девять пунктов с первого по девятый): понятие, сроки, должности и места прохождения АГС;
  • второй – «Организация альтернативной гражданской службы» (два пункта, 10 и 11): подпункты а) – о) содержат мероприятия, включаемые в организацию АГС;
  • третий – «Направление граждан на альтернативную гражданскую службу» (23 пункта, с 12 по 34): порядок подачи призывником заявления о замене военной службы АГС, порядок рассмотрения этого заявления, решение по заявлению;
  • четвертый – «Особенности направления на АГС граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ» (три пункта, с 35 по 37): к большинству призывников этот раздел не имеет отношения;
  • пятый – «Прохождение альтернативной гражданской службы» (20 пунктов, с 38 по 55): порядок оформления на работу по АГС, особенности труда в таком формате, дисциплинарных взысканий, перевода, отпусков, последствий неявки на работу.
  • шестой – «Прекращение альтернативной гражданской службы» (17 пунктов, с 55.1 по 71): основания прекращения АГС и увольнения с АГС, порядок увольнения, действия должностных лиц в случае смерти лица во время прохождения им АГС.

Пункт первый также определяет, что АГС – это «особый вид трудовой деятельности … взамен военной службы по призыву», то есть АГС вторична по отношению к срочной службе в армии и поэтому возможна, только если у призывника нет оснований для отсрочек и освобождения. По пункту пятому, началом срока АГС является день убытия молодого человека к месту прохождения АГС. По шестому пункту, срок АГС составляет 18 месяцев в организациях системы Вооруженных Сил и 21 месяц – в других организациях.

Положение о проведении военных сборов

утверждено постановлением Правительства «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» от 29 мая 2006 года № 333

Еще один специфический подзаконный акт, касающийся уже отслуживших по призыву или по контракту военнообязанных, зачисленных в запас (резерв или ресурс). Документ состоит из 34 пунктов в десяти ненумерованных разделах, а также включает три приложения. Данный подзаконный акт выделяет несколько видов военных сборов:

  • учебные сборы приписного состава (для состоящих в запасе и приписанных к конкретным воинским частям, с целью поддерживать их надлежащей форме) – четвертый по порядку раздел, состоящих из трех пунктов, с 16 по 18;
  • тренировочные занятия (для лиц, заключивших контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве, с целью поддержания и совершенствования их профессиональных навыков) – пятый по счету раздел из пункта 18.1;
  • учебные сборы по подготовке граждан по военно-ученым специальностям (для ранее отслуживших и не проходивших срочную службу, для присвоения им ВУС и для подготовки офицеров) – шестой по счету раздел из трех пунктов (с 19 по 21);
  • учебные сборы по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса (для ранее отслуживших и состоящих в запасе, для проверки состояния военной техники, вооружений и т. п.) – седьмой по порядку раздел с пунктом 22;
  • проверочные сборы (для ранее отслуживших запасников, в целях проверки готовности воинских частей и военкоматов к слаженной работе в условиях мобилизации) – восьмой по счету раздел, включающий единственный пункт 23.

Три приложения к подзаконному акту содержат бланки организационных документов:

  • первое – форму повестки о вызове военнообязанного гражданина на военные сборы (лицевая и оборотная стороны);
  • второе – форма справки о прохождении военного сбора, выдаваемой гражданину по окончании прохождения им данного мероприятия;
  • третье – форма справки о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.

Пункт пятый устанавливает предельную продолжительность каждого военного сбора в два месяца (меньше можно, больше нельзя) и суммарную длительность всех сборов для одного гражданина не более 12 месяцев за все время пребывания гражданина в запасе. То есть один и тот же человек может пройти самое большее шесть двухмесячных сборов.

Евгений Годов
юрист
Начало (первый день сборов) и конец (последний день) считаются с учетом времени на доставку призванного на них из военкомата или сборного пункта к месту проведения сборов, а также с учетом времени обратной доставки. То есть вот это время, которое человек едет туда и обратно, должно входит в общую продолжительность сбора.

Что делать и как быть призывнику 

В очередной раз мы советуем по возможности изучить законодательство о воинской обязанности и призыве на срочную службу. И в очередной раз повторяем, что лучше это начать заранее, еще до первоначальной постановки на воинский учет. Она происходит, напомним, в год, когда молодому человеку исполняется 17 лет. Чем раньше вы начнете разбираться в своих правах и обязанностях, в установленном порядке их реализации, тем лучше вы успеете понять нормы или хотя бы раньше поймете, что ничего не понимаете.

Сразу предупредим, что юридический текст – особое речевое явление. Просто промотать его на экране, схватив за пару минут самую суть, как это происходит с большей частью современного цифрового контента, не получится. Приготовьтесь к внимательному, вдумчивому чтению, к длинным, разбитым на громадные списки предложениям, к тому, что эти списки могут быть не даже не нумерованы, к тому, что один и тот же абзац нужно будет перечитывать не раз и не два, пока вы поймете, что к чему там относится.

Конечно, значительная часть текстов законов и подзаконных актов написана вполне просто и понятно, но, как правило, самое важное изложено именно так, как это описано в предыдущем абзаце. Самое главное для призывника, очевидно, основания для отсрочек и освобождения от призыва. Это статьи 23 и 24 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». И они изложены именно так – максимально неудобно для чтения неспециалистом. Особенно это касается огромной 24-ой статьи.

Поэтому, если вы понимаете, что вам нужен профессиональный помощник, ищите его. Например, записывайтесь к нам на бесплатную юридическую консультацию. На ней мы расскажем вам, что и как нужно делать в вашей ситуации, ответим на ваши вопросы. После этого вы можете заключить с нами договор о юридическом сопровождении вашего взаимодействия с военкоматом. По нему мы поможем собрать документы, составим и должным образом отправим заявления, обжалуем незаконные решения военкомата.

Евгений Годов
Евгений Годов
Директор компании Всероссийский Призывник в Новосибирске
Задать вопрос
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Помогаем призывникам добиться освобождения от службы в армии на законных основаниях.
Сопровождаем призывника в военкоматах и помогаем пройти призывные мероприятия
Работаем до фактического получения призывником военного билета или отсрочки от армии
Обеспечиваем полную юридическую безопасность призывника
Перезвоним и ответим на ваши вопросы
Выберите город
Москва ⭐
Санкт-Петербург ⭐
Новосибирск ⭐
Ростов-на-Дону ⭐
Саратов ⭐
Якутск ⭐
Абакан
Азов
Альметьевск
Ангарск
Арзамас
Армавир
Артём
Архангельск
Астрахань
Ачинск
Балаково
Балашиха
Барнаул
Батайск
Белгород
Бердск
Березники
Бийск
Благовещенск
Братск
Брянск
Великий Новгород
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Воронеж
Грозный
Дербент
Дзержинск
Димитровград
Долгопрудный
Домодедово
Евпатория
Екатеринбург
Ессентуки
Жуковский
Златоуст
Иваново
Ижевск
Иркутск
Искитим
Йошкар-Ола
Казань
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Камышин
Каспийск
Кемерово
Керчь
Киров
Кисловодск
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Копейск
Королёв
Кострома
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Курган
Курск
Кызыл
Липецк
Люберцы
Магнитогорск
Майкоп
Махачкала
Миасс
Мурманск
Муром
Мытищи
Набережные Челны
Назрань
Нальчик
Находка
Невинномысск
Нефтекамск
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Новокузнецк
Новомосковск
Новороссийск
Новочебоксарск
Новочеркасск
Новошахтинск
Новый Уренгой
Ногинск
Норильск
Ноябрьск
Обнинск
Одинцово
Октябрьский
Омск
Орёл
Оренбург
Орехово-Зуево
Орск
Пенза
Первоуральск
Пермь
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Подольск
Прокопьевск
Псков
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Реутов
Рубцовск
Рыбинск
Рязань
Салават
Самара
Саранск
Севастополь
Северодвинск
Северск
Серпухов
Симферополь
Смоленск
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Сургут
Сызрань
Сыктывкар
Таганрог
Тамбов
Тверь
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Улан-Удэ
Ульяновск
Уссурийск
Уфа
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Хасавюрт
Химки
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Черкесск
Чита
Шахты
Щёлково
Электросталь
Элиста
Энгельс
Южно-Сахалинск
Ярославль
В списке нет моего города
Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.