Законодательные основы воинской обязанности и призыва. Часть третья. Подзаконные акты (положения) – окончание

В последней, третьей части нашего обзора военно-оборонного законодательства мы рассмотрим еще четыре подзаконных акта. В первой части мы говорили о Конституции и федеральных законах, во второй […]

В последней, третьей части нашего обзора военно-оборонного законодательства мы рассмотрим еще четыре подзаконных акта. В первой части мы говорили о Конституции и федеральных законах, во второй речь шла о положениях, особенно важных для призывников: о военно-врачебной экспертизе, о призыве на военную службу, о воинском учете, а также о новой президентской отсрочке для IT-специалистов.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
В этой части мы поговорим о более специфичных положениях, некоторые из которых в большей степени относятся к солдатам-срочникам или уже отслужившим срочную службу.

Общий перечень законодательных актов о воинской обязанности и призыве

Напомним общий перечень законодательных актов, связанных с призывом на срочную службу и воинской обязанностью. Основа всего и вся – Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Она определяет базовые основы любой отрасли законодательства и политики. На втором уровне находятся федеральные законы, принятые Государственной Думой, одобренные Советом Федерации и подписанные Президентом. В первой части этого статьи мы коснулись следующих ФЗ:

  • «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ;
  • «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ;
  • «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ;
  • «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ;
  • «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ.

На последнем третьем уровне находятся подзаконные акты Президента и Правительства, которые конкретизируют отдельные положения федеральных законов. Во второй и третьей частях этого материала мы разбираем следующие подзаконные акты:

  • О военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства от 4 июля 2013 года № 565);
  • О призыве на военную службу граждан РФ (утверждено постановлением Правительства от 11 ноября 2006 года № 663);
  • О воинском учете (утверждено постановлением Правительства от 27 ноября 2006 года № 719);
  • О военных комиссариатах (утверждено соответствующим указом Президента от 7 декабря 2012 года № 1609);
  • О порядке прохождения военной службы (утверждено указом Президента «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года № 1237);
  • О порядке прохождения альтернативной гражданской службы (утверждено постановлением Правительства от 28 мая 2004 года № 256);
  • О проведении военных сборов (утверждено постановлением Правительства «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» от 29 мая 2006 года № 333);
  • указ Президента от 2 марта 2022 года № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ» и связанное с ним по смыслу постановление Правительства от 28 марта 2022 года № 490.

Еще раз повторим, что не претендуем на полноту подборки нормативно-правовых актов в сфере обороны, военной и военно-технической области. Мы привели только те законы и подзаконные акты, которые непосредственно касаются призывников и солдат-срочников.

Законодательные основы воинской обязанности и призыва. Часть третья. Подзаконные акты (положения) – окончание
Официальная геральдическая эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации.

Положение о военных комиссариатах

утверждено соответствующим указом Президента от 7 декабря 2012 года № 1609

Довольно небольшой специализированный документ. Для призывников он не так важен, как три положения из второй части этой статьи, но изучить его тоже не будет лишним – вы поймете хотя бы в общих чертах, как устроен и работает военный комиссариат.

Положение состоит из 24 пунктов в четырех разделах, приложений не имеет. Количество пунктов также совпадает с номером последнего из них, дополнительных пунктов не вводилось. Коротко пройдемся по разделам подзаконного акта:

  • первый – «Общие положения» (16 пунктов с 1 по 16): правовой статус и порядок формирования и подчинения военкоматов;
  • второй – «Основные задачи военных комиссариатов» (три пункта с 17 до 19): функциональные обязанности и запрет на деятельность, приносящую доход;
  • третий – «Руководство военного комиссариата» (три пункта с 20 по 22): статус, права и должностные обязанности военных комиссаров;
  • четвертый – «Обеспечение деятельности военных комиссариатов» (два пункта с 23 по 24): финансирование из федерального бюджета по линии Министерства обороны, материально-техническая помощь региональных и местных властей.

Главное, что нужно знать о военных комиссариатах: это территориальный орган Министерства обороны РФ, входящий в состав соответствующего военного округа или Северного флота (пункт 4), созданный в субъекте (регионе) РФ для организации призыва, мобилизации и мобилизационной подготовки, реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей (пункт 2).

Военкоматы могут создаваться в муниципальных образованиях (пункт 9). Они возглавляются военным комиссаром (пункты 7 и 20), не имеют филиалов и представительств (пункт 8), но могут иметь в составе территориальные отделы (пункт 9, например, областной военкомат имеет отделы в областном центре и районах области).

Положение о порядке прохождения военной службы

утверждено указом Президента «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года № 1237

Для призывников этот документ не имеет большого значения, но для тех, кто решил все-таки пройти срочную службу, он будет полезен. Подзаконный акт состоит из 34 статей в восьми разделах, при этом количество статей равно номеру последней из них (то есть дополнительных статей после принятия акта в него не вводилось). Это положение распространяется и на срочников, и на контрактников, и на кадровых офицеров.

Для срочников наиболее важны следующие положения (все они сосредоточены в первом разделе «Общие положения о прохождении военной службы»):

  • Военную службу по призыву проходят граждане РФ в званиях рядовой (матрос), ефрейтор (старший матрос), младший сержант (старшина второй статьи), сержант (старшина первой статьи), старший сержант (главный старшина), старшина (главный корабельный старшина) – по пункту а) части первой статьи второй и по статье 20; соответственно, эти звания могут быть присвоены солдату-срочнику.
  • «Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены <…> для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям» — по части третьей статьи второй. Это особенно важно в условиях, в которых проходит весенний призыв 2022 года.
  • Началом срочной военной службы считается день присвоения призванному новобранцу воинского звания рядового (по пункту а) части первой статьи третьей). Срок военной службы для призванных после 1 января 2008 года, составляет 12 месяцев (один год, по пункту д) части второй статьи третьей), срок исчисляется со дня начала военной службы (то есть со дня присвоения ему звания рядового).
  • Для срочников срок военной службы истекает в то же число, когда им было присвоено звание рядового, последнего месяца срочной службы, а если в этом месяце такого числа нет – то в последний день этого месяца (часть третья статьи третьей). В этот день срочник должен быть исключен из списка личного состава воинской части, и этот день считается днем окончания (последним днем) срочной службы (по части четвертой статьи третьей).

По части седьмой статьи третьей срок военной службы исчисляется в календарных днях. В этот срок по части шестой не включается время пребывания в дисциплинарной воинской части, время дисциплинарного ареста или время уголовного ареста в случае осуждения срочника судом, а также время самовольного оставления части свыше десяти суток.

Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы

утверждено постановлением Правительства от 28 мая 2004 года № 256 

Это положение, наверное, будет интереснее, прежде всего, тем, кто уже решил отслужить именно в формате АГС, но призывникам так же полезно его изучить, чтобы понимать, что их ждет, если они решат избежать призыва с помощью альтернативной гражданской службы. Документ состоит из 74 пунктов в шести разделах, приложений не содержит. Коротко разберем каждый раздел подзаконного акта:

  • первый – «Общие положения» (девять пунктов с первого по девятый): понятие, сроки, должности и места прохождения АГС;
  • второй – «Организация альтернативной гражданской службы» (два пункта, 10 и 11): подпункты а) – о) содержат мероприятия, включаемые в организацию АГС;
  • третий – «Направление граждан на альтернативную гражданскую службу» (23 пункта, с 12 по 34): порядок подачи призывником заявления о замене военной службы АГС, порядок рассмотрения этого заявления, решение по заявлению;
  • четвертый – «Особенности направления на АГС граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ» (три пункта, с 35 по 37): к большинству призывников этот раздел не имеет отношения;
  • пятый – «Прохождение альтернативной гражданской службы» (20 пунктов, с 38 по 55): порядок оформления на работу по АГС, особенности труда в таком формате, дисциплинарных взысканий, перевода, отпусков, последствий неявки на работу.
  • шестой – «Прекращение альтернативной гражданской службы» (17 пунктов, с 55.1 по 71): основания прекращения АГС и увольнения с АГС, порядок увольнения, действия должностных лиц в случае смерти лица во время прохождения им АГС.

Пункт первый также определяет, что АГС – это «особый вид трудовой деятельности … взамен военной службы по призыву», то есть АГС вторична по отношению к срочной службе в армии и поэтому возможна, только если у призывника нет оснований для отсрочек и освобождения. По пункту пятому, началом срока АГС является день убытия молодого человека к месту прохождения АГС. По шестому пункту, срок АГС составляет 18 месяцев в организациях системы Вооруженных Сил и 21 месяц – в других организациях.

Положение о проведении военных сборов

утверждено постановлением Правительства «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» от 29 мая 2006 года № 333

Еще один специфический подзаконный акт, касающийся уже отслуживших по призыву или по контракту военнообязанных, зачисленных в запас (резерв или ресурс). Документ состоит из 34 пунктов в десяти ненумерованных разделах, а также включает три приложения. Данный подзаконный акт выделяет несколько видов военных сборов:

  • учебные сборы приписного состава (для состоящих в запасе и приписанных к конкретным воинским частям, с целью поддерживать их надлежащей форме) – четвертый по порядку раздел, состоящих из трех пунктов, с 16 по 18;
  • тренировочные занятия (для лиц, заключивших контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве, с целью поддержания и совершенствования их профессиональных навыков) – пятый по счету раздел из пункта 18.1;
  • учебные сборы по подготовке граждан по военно-ученым специальностям (для ранее отслуживших и не проходивших срочную службу, для присвоения им ВУС и для подготовки офицеров) – шестой по счету раздел из трех пунктов (с 19 по 21);
  • учебные сборы по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса (для ранее отслуживших и состоящих в запасе, для проверки состояния военной техники, вооружений и т. п.) – седьмой по порядку раздел с пунктом 22;
  • проверочные сборы (для ранее отслуживших запасников, в целях проверки готовности воинских частей и военкоматов к слаженной работе в условиях мобилизации) – восьмой по счету раздел, включающий единственный пункт 23.

Три приложения к подзаконному акту содержат бланки организационных документов:

  • первое – форму повестки о вызове военнообязанного гражданина на военные сборы (лицевая и оборотная стороны);
  • второе – форма справки о прохождении военного сбора, выдаваемой гражданину по окончании прохождения им данного мероприятия;
  • третье – форма справки о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.

Пункт пятый устанавливает предельную продолжительность каждого военного сбора в два месяца (меньше можно, больше нельзя) и суммарную длительность всех сборов для одного гражданина не более 12 месяцев за все время пребывания гражданина в запасе. То есть один и тот же человек может пройти самое большее шесть двухмесячных сборов.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Начало (первый день сборов) и конец (последний день) считаются с учетом времени на доставку призванного на них из военкомата или сборного пункта к месту проведения сборов, а также с учетом времени обратной доставки. То есть вот это время, которое человек едет туда и обратно, должно входит в общую продолжительность сбора.

Что делать и как быть призывнику 

В очередной раз мы советуем по возможности изучить законодательство о воинской обязанности и призыве на срочную службу. И в очередной раз повторяем, что лучше это начать заранее, еще до первоначальной постановки на воинский учет. Она происходит, напомним, в год, когда молодому человеку исполняется 17 лет. Чем раньше вы начнете разбираться в своих правах и обязанностях, в установленном порядке их реализации, тем лучше вы успеете понять нормы или хотя бы раньше поймете, что ничего не понимаете.

Сразу предупредим, что юридический текст – особое речевое явление. Просто промотать его на экране, схватив за пару минут самую суть, как это происходит с большей частью современного цифрового контента, не получится. Приготовьтесь к внимательному, вдумчивому чтению, к длинным, разбитым на громадные списки предложениям, к тому, что эти списки могут быть не даже не нумерованы, к тому, что один и тот же абзац нужно будет перечитывать не раз и не два, пока вы поймете, что к чему там относится.

Конечно, значительная часть текстов законов и подзаконных актов написана вполне просто и понятно, но, как правило, самое важное изложено именно так, как это описано в предыдущем абзаце. Самое главное для призывника, очевидно, основания для отсрочек и освобождения от призыва. Это статьи 23 и 24 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». И они изложены именно так – максимально неудобно для чтения неспециалистом. Особенно это касается огромной 24-ой статьи.

Поэтому, если вы понимаете, что вам нужен профессиональный помощник, ищите его. Например, записывайтесь к нам на бесплатную юридическую консультацию. На ней мы расскажем вам, что и как нужно делать в вашей ситуации, ответим на ваши вопросы. После этого вы можете заключить с нами договор о юридическом сопровождении вашего взаимодействия с военкоматом. По нему мы поможем собрать документы, составим и должным образом отправим заявления, обжалуем незаконные решения военкомата.

Эта статья была полезной?
Нет
Так себе
Не знаю
Вполне
Да!
Оценка пользователей: 4.6 на основе 65 голосов
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Помогаем призывникам добиться освобождения от службы в армии на законных основаниях.
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Сопровождаем призывника в военкоматах и помогаем пройти призывные мероприятия
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Работаем до фактического получения призывником военного билета или отсрочки от армии
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Обеспечиваем полную юридическую безопасность призывника

Перезвоним и ответим на ваши вопросы

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.