Воинская обязанность, то есть обязанность каждого годного по состоянию здоровья к военной службе мужчины от 18 до 27 лет (а с 2024 года до 30 лет) пройти год срочной военной службы, принципиально установлена статьей 59 Конституции РФ, а в деталях – федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ.
Надеюсь, все, что вы прочтете ниже, убедит вас отказаться от любых мыслей нарушить закон, и побудит искать законные способы избежать службы в армии.
Административная ответственность
Начну с наиболее легкой формы ответственности – административной. Она предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ). В нем есть 21 глава, которая называется «Административные правонарушения в области воинского учета». Она включает семь статей, связанных именно с воинским учетом, а с не призывом как таковым:
- статья 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет» – для должностных лиц разных организаций;
- статья 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет» – для должностных лиц разных организаций, прежде всего, самих военкоматов;
- статья 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете» – для должностных лиц разных организаций;
- статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете» – для должностных лиц разных организаций;
- статья 21.5 «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету» – для физических лиц, то есть самих призывников и – шире — военнообязанных;
- статья 21.6 «Уклонение от медицинского обследования» – для физических лиц, то есть самих призывников и – шире — военнообязанных;
- статья 21.7 «Умышленные порча или утрата документов воинского учета» – для физических лиц, то есть самих призывников и – шире – военнообязанных.
Каждая из этих статей предусматривает одно и то же наказание: административный штраф в размере до трех (по статье 21.4 – пяти) тысяч рублей. От статьи к статье меняется только нижний порог штрафа: тысяча рублей для должностных лиц (статьи 21.1 – 21.4) и пятьсот рублей для физических лиц, то есть призывников (статья 21.5 – 21.7). Статьи 21.4 и 21.6 вовсе дают возможность на первый раз ограничиться предупреждением.
Кроме того, статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете» состоит, в отличие от всех остальных статей этой главы, не из одной, а из трех частей:
- по части первой административный штраф от одной до трех тысяч рублей налагается на должностных лиц большинства государственных органов, которые должны передавать в военкоматы какие-то сведения о военнообязанных, например, на учреждения медико-социальной экспертизы;
- по части второй административный штраф от одной до трех тысяч рублей налагается на должностных лиц органов записи гражданского состояния (загсов);
- по части третьей административный штраф от одной до ПЯТИ тысяч рублей налагается на должностных лиц любых других организаций, в том числе частных (негосударственных), ответственный за воинский учет в этой организации.
Таким образом, для самих призывников имеют значения только три статьи КоАП – 21.5, 21.6 и 21.7. На них остановимся более подробно.
Административная ответственность для самих призывников
Статья 21.5 отсылает к обязанностям граждан по воинскому учету, которые определены статьей 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: состоять на воинском учете, являться по повестке, сообщать об изменении места жительства, о длительных отъездах, изменении обстоятельств, дающих право на отсрочку и т. п. Подробнее об этом я уже рассказал в материале о тех, кто подлежит призыву.
Статья 21.6 предусматривает ответственность за «уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии». Это значит, что просто так, без объективных оснований, по только своему желанию от обследования отказаться нельзя. Подробнее об этом я тоже уже рассказал в материале о дополнительных обследованиях по направлению военкомата.
Статья 21.7 предполагает, что военнообязанный должен хранить документы воинского учета: приписные свидетельства, военные билеты, справки или временные удостоверения взамен него. Однако для привлечения к ответственности по этой статье нужно доказать умышленность порчи или утраты. В большинстве случае это объективно невозможно, если только вы не будете вырезать из военного билета снежинки.
При этом самостоятельные манипуляции призывника по «корректировке» сведений в военном билете или другом документе воинского учета не являются его умышленной порчей или утратой. Они образуют состав преступления, предусмотренного частью первой статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков». Правда, на практике такие деяния могут быть квалифицированы по статье 21.7 КоАП – и вы без судимости, и военкомат с вами в качестве призывника. Но так делать совершенно точно НЕ стоит.
Уголовная ответственность
Теперь по нарастающей перейду к непосредственно уголовной ответственности. Она предусмотрена Уголовным кодексом РФ (федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ), а точнее – статьей 328 «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» (глава 32 «Преступления против порядка управления»).
Для того, чтобы привлечь призывника к уголовной ответственности, необходимо доказать, что он своими действиями (или же своим бездействием) специально намеревался именно избежать призыва незаконным путём. Обычно достаточным аргументом может стать более чем однократная неявка по полученной повестке.
Часть первая статьи 328 устанавливает уголовную ответственность за уклонение от прохождения военной службы. Предусмотрены следующие варианты наказаний:
- штраф в сумме до двухсот тысяч рублей или в размере дохода осужденного на срок до 18 месяцев (полутора лет) – самый мягкий вариант уголовных санкций;
- принудительные работы на срок до двух лет или арест до шести месяцев – наказания, также не связанные с лишением свободы, хотя арест и предполагает временную изоляцию осужденного от общества;
- лишение свободы до двух лет – самый тяжелый вариант; но замечу, если преступление будет первым в биографии молодого человека, скорее всего, его отправят отбывать наказание в колонию общего режима или в колонию-поселение либо вообще назначат условное наказание с испытательным сроком до двух лет.
Часть вторая статьи 328 устанавливает уголовную ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы. Предусмотрены следующие варианты наказаний:
- штраф до 80 тысяч рублей или в размере дохода осужденного до шести месяцев (до полугода) – самая мягкая уголовная санкция;
- обязательные работы до 480 часов (12 сорокачасовых рабочих недель или три месяца) или арест до шести месяцев (до полугода).
Хочу обратить ваше внимание на две вещи. Во-первых, хотя в обоих статьях фигурирует такой вид наказания как арест, по факту он не применяется. Во-вторых, заметно, что наказание за уклонение от АГС куда мягче: лишение свободы вообще не предусмотрено, вместо принудительных работ обязательные, и на три месяца, а не на два года, а штраф меньше в 2,5 раза. Вероятно, это связано с низкой популярностью АГС: те, кто все-таки решился на нее, не заинтересованы в уклонении от ее прохождения.
Какой вариант выберет суд, будет зависеть от личности обвиняемого и обстоятельств его уклонения от службы.
Напомню, что подследственных, подсудимых, отбывающих наказание и имеющих непогашенную или неснятую судимость в армию не призывают. Это установлено частью третьей статьи 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». А часть вторая статьи третьей ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» распространяет его ограничение и на прохождение АГС. Еще раз: судимых на АГС также не возьмут.
Практика размежевания ответственности
Уголовный кодекс не содержит определения уклонения, не конкретизирует состав данного преступления. Какие именно действия призывника следует расценивать как уклонение, устанавливает ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Ранее статья 7, посвященная ответственности за нарушение норм этого ФЗ, была сформулирована достаточно лаконично и общо. Но поправки, которые будут внесены пока еще не принятым законопроектом № 361804-7, «канонизируют» устоявшую практику. Скорее всего, с 1 апреля 2022 года уклонением будут считаться такие действия призывника:
- неявка в военкомат по врученной лично или по почте повестке без уважительных причин, подтвержденных документально (по болезни, в том числе близкого родственника, в случае стихийного бедствия и т. п.);
- неявка в военкомат в установленные будущими поправками сроки, если повестка пришла по почте с опозданием или не пришла вообще: напоминаем, скорее всего, с 1 апреля схема «нет повестки – нет явки» перестанет работать.
Однако такие же формулировки сейчас содержатся и в статья КоАПа, посвященных правонарушениям в области воинского учета. Поэтому возникает вопрос: а как размежевать, разграничить состав административного правонарушения и уголовного преступления? Принципиальных подхода, зафиксированных в судебной практике и подтвержденных решениями Пленумов Верховного Суда, два:
- установление умысла на совершение противоправного деяния или отсутствия такового: если призывник не явился в установленные сроки в военкомат, но в целом не уклонялся и пришел, например, позже даты явки в повестке, считается, что умысла не было, и он совершил административное правонарушение;
- совершение противоправного деяния впервые или повторно: если молодой человек первый раз пропустил все сроки явки в военкомат, но все-таки туда пришел до возбуждения в его отношения уголовного дела, это можно считать административным правонарушением, а вот повторение такого сценария даст основание для начала процедуры уголовного преследования.
То есть, повторное (второе или третье) совершение административного правонарушения само по себе образует состав уклонения и рассматривается уже с точки зрения Уголовного кодекса. Такой подход называется административной преюдицией. Он далеко не бесспорен с точки зрения теории права, однако широко применяется на практике.
Например, за неявку в срок без уважительной причины сначала могут вынести по статье 21.5 КоАПа предупреждение, потом назначить штраф от 500 до 3 000 рублей, а в третий раз передать материалы в Следственный комитет для привлечения к уголовной ответственности за систематическое нарушение норм закона, что и означает уклонение.
Ответственность за членовредительство
Пожалуй, упомяну и такое явление, как членовредительство – то есть умышленное причинение вреда собственному здоровью с целью получить непризывную категорию. По счастью, популярность этого метода освобождения от призыва всегда была невысокой, а в последние годы и вовсе снизилась, хотя сейчас есть объективные причины ожидать роста интереса к членовредительству среди призывников и военнослужащих.
Как таковое членовредительство не предусмотрено современным законодательством: ни Уголовным кодексом, ни Кодексом об административных правонарушениях. Однако тут нужно исходит из конечной цели этого действия – уклонения от прохождения военной службы. В таком разрезе очевидно, что это соответствует части первой статьи 328 УК РФ, потому что сам кодекс, как сказано выше, не ограничивает понятие уклонения каким-либо определением, распространяя его на любые действия с соответствующей целью.
Уголовная ответственность за уклонение путем членовредительства наступает по статье 328 для самого призывника, если будет доказано, что он знал, что и с какой целью делает. Кроме того, уголовному преследованию в таком случае подвергаются и другие лица, причастные к членовредительству: врачи, юристы, родственники призывника, которые организовали этот процесс. Варианта два: или по статье 328 как сообщники самого молодого человека (за пособничество в уклонении) или по статьям 111, 112, 115 УК РФ, в зависимости от того, насколько тяжелый вред здоровью был в итоге причинен.
В любом случае, я вам категорически не рекомендую прибегать к такому методу. Мало того, что вы можете получить уголовную статью, так еще нанесете непоправимый вред своему здоровью. Стоит ли оно того? Очень сомневаюсь. Как опытный юрист, скажу, что всегда найдется, пусть и незаметная для вас, но очевидная для профессионалов альтернатива.
Преступления против воинской службы
Единственной статьей Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за уклонение от военной или альтернативной гражданской службы, является 328 статья. Однако несведущих может смутить большая глава 33 «Преступления против военной службы», включающая 22 статьи, с 331 по 352. Коротко объясню, что это такое.
Часть первая статьи 331 «Понятие преступлений против военной службы» говорит следующее: «Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов».
То есть эта глава целиком касается ТОЛЬКО военнослужащих и ТОЛЬКО во время несения военной службы. Она НЕ распространяется на призывников, но распространяется на срочников, а также на военнообязанных запаса во время прохождения военных сборов. Статья 339 «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за членовредительство (так называемый «самострел») для военнослужащих, уже находящихся в воинской части, а НЕ для призывников.
Что (не) делать призывнику
Прежде всего, соблюдайте закон – это единственный вариант, при котором вы остаетесь правы и сохраняете возможность отстоять свои интересы. Являйтесь по повесткам, врученным лично или заказным письмом с уведомлением, если не можете явиться в установленные сроки – приходите, как только сможете, берите с собой документы, подтверждающие уважительный характер причин неявки, и т. д.
В практическом плане, кстати, нужно понимать несколько моментов. Во-первых, административные наказания минимальны – это только штраф, хотя и не очень маленький.
Во-вторых, уголовное преследование автоматически выключает призывника как минимум на полгода, а скорее всего – на год и больше, если вспомнить, как медленно работают следствие и суды. Терять призывника на несколько кампаний военкоматам не выгодно – опять-таки, лучше просто призвать. Реально уголовная ответственность наступит в случае злостного уклонения, когда умысел совершенно очевиден.
Но в любом случае, заигрывать с этими нормами совершенно не стоит: вы можете попасть под горячую руку, под какую-нибудь показательную кампанию борьбы с уклонистами, вам может попасться принципиальный сотрудник военкомата, которому больше делать нечего, кроме как инициировать штраф на полторы тысячи рублей. Административная ответственность облегчает привлечение вас в будущем к уголовной, а судимость может заметно подпортить вам дальнейшую жизнь.
Но в любом случае, заигрывать с этими нормами совершенно не стоит: вы можете попасть под горячую руку, под какую-нибудь показательную кампанию борьбы с уклонистами, вам может попасться принципиальный сотрудник военкомата. Административная ответственность облегчает привлечение вас в будущем к уголовной, а судимость может заметно подпортить вам дальнейшую жизнь.
Поэтому, если вы понимаете, что имеете право не служить, но не знаете, как его доказать и отстоять, не действуйте по наитию или чьим-то дилетантским советам. Обращайтесь к специалистам – например, запишитесь для начала к нам на бесплатную консультацию. Наш юрист расскажет, как вам быть в вашей ситуации. Далее вы можете заключить с нами договор на юридическое представительство ваших интересов. По нему мы составим и направим все заявления, обжалуем незаконные решения и защитим ваши права.