В материалах нашего блога мы часто ссылаемся на федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ. Это понятно, потому что закон – основной государственный акт, регулирующий организацию призыва на срочную службу. Периодически мы советуем призывникам и их родителям внимательно изучить этот закон в рамках подготовки к призывной кампании.
Статьи первая, четвертая, пятая (один) и седьмая входят в первый раздел закона «Общие положения». Статьи восьмая, девятая и десятая образуют второй раздел «Воинский учет». Его необходимо разобрать полностью, насколько это возможно.
Статья 1. Воинская обязанность
Первая статья вводит определение воинской обязанности и очерчивает ее содержание. По части первой данной статьи, воинская обязанность включает следующие процедуры:
- воинский учет (в том числе первоначальный);
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу и прохождение ее по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв пребывающих в запасе на военные сборы и их прохождение.
Вторая часть уточняет содержание воинской обязанности в период мобилизации (21 сентября 2022 года президент России объявил о введении в стране частичной мобилизации), в период действия режима военного положения и в военное время. Обязанность включает призыв, прохождение военной службы и военное обучение.
Далее три небольших части устанавливают довольно важные нормы:
- третья определяет, что основания для освобождения от исполнения воинской обязанности может устанавливать только данный федеральный закон;
- четвертая определяет принципиальную возможность службы по контракту (это витиевато названо в законе добровольным исполнением конституционного долга);
- пятая определяет право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской и ссылается на соответствующий федеральный закон.
Статья 4. Обязанности должностных лиц
Полное название статьи – «Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности». Первая часть касается руководителей организаций независимо от форм собственности (коммерческих фирм, некоммерческих учреждений, государственных заведений) и их сотрудников, отвечающих за воинский учет в организации. Они должны:
- оповещать своих работников о вызовах (повестках) в военкомат и обеспечивать им возможность явки в указанные дату и время (например, отменять командировку, если дата явки приходится на ее период);
- в двухнедельный срок направлять в военкоматы сведения о сотрудниках, не состоящих, но должных состоять на воинском учете, а также отвечать на запросы военкоматов, предоставляя требуемые сведения о сотрудниках;
- вручать сотрудникам, не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, направления в военкомат для постановки на воинский учет.
Часть 1.1 со ссылкой на статью 28 предписывает, что гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на это законных оснований, не может работать в государственных и муниципальных органах и учреждениях. После вынесения призывной комиссией соответствующего решения военкомат уведомляет о нем организацию, где работает неслуживший сотрудник. Руководитель организации увольняет его и в течение десяти дней с даты увольнения уведомляет об этом военкомат.
По части второй сотрудники управляющих компаний уведомляют военкоматы об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, если они не состоят, но обязаны состоять на воинском учете. Аналогичные обязанности установлены для других служб и ведомств:
- частью четвертой – на органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы);
- частью пятой – на органы дознания и предварительного следствия (следственные органы Министерства внутренних дел и Следственного комитета);
- частью шестой – на федеральные суды (обратите внимание: мировые суды, относящиеся к региональным властям, в статье не оговариваются);
- частью седьмой – на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
ЗАГСы сообщают об изменениях актов гражданского состояния, органы дознания и следствия – о возбуждении и передаче в суд дел, неважно по какой статье, суды – о вынесении приговоров или прекращении дел, бюро МСЭ – о признании военнообязанных граждан инвалидами. Срок направления сведений в военкомат – две недели, для всех ведомств и случаев, считая с даты появления этих сведений.
Статья 5.1. Медицинское освидетельствование
Полное название статьи – «Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв».
Часть первая определяет, что при постановке на воинский учет и призыве на военную службу граждане проходят медицинское освидетельствование. Там же указывается минимальный состав военно-врачебной комиссии: терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист (офтальмолог), оториноларинголог (ЛОР), стоматолог. По умолчанию врачи гражданские, но при необходимости могут быть привлечены военные указанных специальностей, а также и гражданские, и военные дополнительных специальностей. Положения части первой уточняются введенными позже частями:
- частью 1.1 допускается заочное освидетельствование для инвалидов первой группы, инвалидов с детского возраста, инвалидов второй и третьей группы, если инвалидность дана им бессрочно – по сути, освидетельствование тут формально;
- часть 1.2 определяет, что если призывник имеет право на отсрочку от призыва или на освобождение от него, то медицинское освидетельствование проводят по его заявлению, то есть по желанию такого призывника.
Часть вторая статьи устанавливает категории годности к военной службе. Часть третья ссылается на Положение о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства от 4 июля 2013 года № 565),которое определяет порядок проведения медицинского освидетельствования.
Часть четвертая определяет, что если здесь и сейчас невозможно установить категорию годности призывника, его необходимо направить на амбулаторное (реже) или стационарное (чаще) обследование в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения. Закон оговаривает, что НЕ направляют в федеральные ведомственные больницы. Фактически это означает, что такие обследования должны проходить в обычных гражданских больницах, а не в военных госпиталях.
Очень важна часть 5.1. Она устанавливает следующие ключевые положения:
- присвоение на районном уровне непризывных категорий в обязательном порядке проверяется призывной комиссией субъекта федерации; при наличии сомнений в правильности такого присвоения она назначает контрольное медицинское освидетельствование региональной военно-врачебной комиссией;
- на него же направляются граждане, которые подали заявление о несогласии с решением призывной комиссии, как районной, так и субъекта федерации;
- уже призванные граждане на сборном пункте перед отправкой в воинские части проходят медицинский осмотр – он не называется в законе контрольным, но фактически таким является; порядок его проведения также определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Статья 7. Ответственность граждан
Полное название статьи – «Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона». Первая же часть определяет, что за неявку в военкомат без уважительных причин в указанные в повестке дату и время и за другие нарушения полагается ответственность. На практике она может быть административной и уголовной, о ней мы делали отдельный подробный материал в нашем блоге.
Вторая часть содержит перечень причин неявки, считающихся уважительными:
- заболевание или увечье, приводящее к утрате трудоспособности, то есть к состоянию, когда человек физически не может дойти до военкомата;
- тяжелое состояние здоровье близких родственников (родителей или усыновителей, детей, супруги, бабушки, дедушки, родного брата или родной сестры) или участие в их похоронах;
- обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), не зависящие от воли гражданина, например, стихийное бедствие (наводнение, лесной пожар) или задержка в пути между городами по причине поломки транспорта.
Перечень не является исчерпывающим. Призывная комиссия, комиссия по постановке на первоначальный воинский учет или суд могут признать уважительной другую причину, исходя их совокупности фактических обстоятельств и подтверждающих их документов.
Третья часть в одном предложении на девять (!) строчек скромно заявляет, что все сотрудники государственных и муниципальных учреждений, так или иначе связанные с призывом и нарушившие порядок его проведения и права призывника, привлекаются к ответственности по российскому законодательству. К таким сотрудникам относятся:
- врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан;
- члены призывных комиссий (и районного уровня, и субъекта федерации);
- должностные лица органов государственной власти;
- должностные лица органов местного самоуправления и организаций.
Статья 8. Организация воинского учета
Первая часть определяет, что на воинском учете должны состоять все, кроме тех, кто:
- освобожден от воинской обязанности (категория «Д» – не годен);
- уже проходит военную службу по призыву или по контракту;
- отбывает наказание по приговору суда в виде лишения свободы;
- постоянно проживает в иностранном государстве.
Все это касается, конечно, мужчин. Женщины обязаны состоять на воинском учете, только если они имеют военно-учетную специальность, что бывает относительно нечасто.
Часть 1.1 со ссылкой на Положение о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства от 27 ноября 2006 года № 719, регулирует воинский учет служащих МВД, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, ФСИН и ФССП.
Вторая часть – основная в статье. Она огромна и описывает общие моменты организации воинского учета. Перечислим наиболее существенные:
- учет осуществляется в общем случае по месту жительства (постоянная регистрация), в случае его неактуальности – по месту пребывания (временная);
- отсутствие у военнообязанного и постоянной, и временной регистрации означает только то, что такого гражданина все равно поставят на воинский учет – по тому адресу фактического проживания, который он назовет;
- военкоматы образуют свои территориальные подразделения по муниципальным образованиям: районам, городам, городским районам, округам и т. п.;
- федеральные полномочия в сфере первичного воинского учета передаются органам местного самоуправления в соответствующих муниципальных образованиях, получающих для этого субвенции из федерального бюджета.
Из остальных частей статьи (всего их десять, с первой по восьмую) отметим часть 5.1. Она определяет три вида документов воинского учета, выдаваемых гражданам:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, более известное как приписное свидетельство;
- военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета – например, при его утере, краже, порче);
- справка взамен военного билета – выдается лицам, не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Статья 9. Первоначальная постановка на воинский учет
Часть первая статьи определяет ключевые положения первоначальной постановки:
- в общем случае ей подлежат граждане мужского пола в период с 1 января по 31 марта в год, когда им исполняется 17 лет (обычно это одиннадцатый класс);
- ее осуществляют комиссии по постановке граждан на воинский учет, которые создаются в муниципальных образованиях решением главы соответствующего субъекта федерации по представлению военного комиссара этого субъекта.
Вторая часть требует от руководства организаций обеспечить централизованную явку своих учеников (в некоторых случаев сотрудников) в военкомат на первоначальную постановку. Поэтому на нее юноши нередко идут целыми классами. Самостоятельно они должны являться, если нигде не работают и не учатся – по части третьей статьи.
Четвертая часть оговаривает в общих чертах особые случае первоначальной постановки:
- женщин, получивших военно-учетную специальность;
- иностранцев, получивших российское гражданство;
- лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;
- россиян, вернувшихся в страну из заграницы, где они проживали;
- граждан, не ставших на учет в период с 1 января по 31 марта.
Все перечисленные категории могут прийти в военкомат в течение всего года.
В пятой части установлен состав комиссии по постановке на воинский учет:
- начальник районного отдела или его заместитель – председатель комиссии;
- представитель местной администрации (органа местного самоуправления);
- специалист по профессиональному психологическому отбору;
- секретарь комиссии (кто-то из сотрудников районного отдела военкомата);
- врачи-специалисты (военно-врачебная комиссия районного уровня).
Обратите внимание: в отличие от призывной комиссии, комиссия по постановке на воинский учет возглавляется не главой местной администрации, а начальником районного отдела военкомата. А глава местной администрации вообще не имеет особого статуса в комиссии – просто рядовой член, наравне со всеми остальными.
Шестая часть определяет ключевые функции комиссии по постановке на воинский учет:
- организовать медицинское освидетельствование и определить годность молодых людей к военной службе по состоянию здоровья;
- провести профессиональный психологический отбор для определения пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям;
- принять одно из трех решений: поставить гражданина на воинский учет, внести призывной комиссии представление о зачислении в запас (с категорией «В» – ограниченно годен) или об освобождении от исполнения воинской обязанности (с категорией «Д» – не годен).
Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
Первая часть статьи предусматривает следующие обязанности граждан:
- состоять на воинском учете в военном комиссариате;
- являться в военкомат по повестке в указанные в ней дату и время;
- при возникновении обязанности встать на воинский учет явиться для этого в военкомат в двухнедельный срок с даты возникновения;
- сообщать в военкомат или местную администрацию об изменении семейного положения, образования, места работы и / или учебы, должности;
- при переезде в другой город или выезде из России на срок более полугода сняться с учета в одном городе и встать на учет в другом (кроме случаев выезда из России);
- хранить документ воинского учета, выданный на руки (приписное свидетельство или военный билет, справку взамен него, электронную карту), при утере или порче обратиться в военкомат или местную администрацию для выдачи дубликата.
Срок обращения или явки в военкомат, если нет точной даты, указанной в повестке, составляет во всех случаях две недели.
В соответствии с второй частью статьи, если призывник в течение призывной кампании уезжает из города, в котором состоит на воинском учете, более чем на три месяца, он должен сообщить об этом в военкомат или местную администрацию, явившись лично. При этом не важно, где и как гражданин зарегистрирован – имеет значение его фактическое нахождение и пребывание.
Что делать и как быть призывнику
Максимально рационально использовать время, остающееся до начала призывной кампании. К ближайшему визиту в военкомат нужно по возможности подготовиться – в медицинском и в правовом отношениях. Если с медицинской стороны сделать что-то можно только в течение нескольких месяцев (обследования, регулярное посещение врача в поликлинике), то устранить пробелы в юридических знаниях можно и за пару недель.
Обязательно изучите профильные положения ключевого федерального закона, чтобы четко понимать свои права и обязанности. Направляйте документы в военкомат через его канцелярию с заявлением об их приобщении к вашему личному делу. По возможности и необходимости требуйте направления на дополнительное обследование. И постарайтесь не волноваться – хотя понятно, что подобная ситуация в целом достаточно нервная.
Если вы понимаете, что не сможете справиться сами, без лишнего промедления обращайтесь к специалистам. Например, запишитесь к нам на бесплатную консультацию. Вы получите базовые знания и сможете немного успокоиться. А в рамках договора мы поможем вам собрать документы, правильно передать их в военкомат, обжалуем незаконные решения в административном и судебном порядке.