Совсем недавно мы писали о предложении министра обороны России генерала армии С. К. Шойгу сместить границы призывного возраста с интервала «18 – 27 лет» до интервала «21 – 30 лет».
Анализ закона об изменении призывного возраста
В два часа дня 13 марта 2023 года в Государственную Думу внесен законопроект № 312507-8 с формально-техническим названием «О внесении изменений в Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” и статью 3 Федерального закона “Об альтернативной гражданской службе”».
Он доступен на портале Системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) по ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/312507-8.
Там же под названием законопроекта указано примечание – «по вопросу повышения возраста граждан, подлежащих призыву на военную службу». Его внесли три депутата Госдумы, из которых один – председатель профильного думского комитета по обороне.
Законопроект уже прошел рассмотрение Председателем нижней палаты парламента, был одобрен профильным комитетом и предложен к рассмотрение на пленарном заседании. У нас нет никаких сомнений в том, что его примут, причем с минимальными поправками.
Собственно, править там особо и нечего. Законопроект очень лаконичен – 14 шрифтом он занимает всего три с половиной страницы листа А4 и включает всего три статьи.
Первая предлагаемая норма
Первая статья вносит изменения в пункт первый статьи 22 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ. Процитируем:
Решение о призыве на военную службу может быть принято в отношении граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе). При этом призыву на военную службу подлежат граждане в возрасте:
- от 19 до 30 лет (в период с 1 января по 31 декабря 2024 года);
- от 20 до 30 лет (в период с 1 января по 31 декабря 2025 года);
- от 21 до 30 лет (в период с 1 января 2026 года).
Что здесь важно? Во-первых, как и предполагалось с самого начала, поэтапность сдвига границ призывного возраста, о которой говорил Шойгу, касается только нижней границы. Верхнюю поднимают до 30 лет сразу, а нижнюю – по году на каждые два призыва.
Во-вторых, проект предлагает нечто, не имевшее прежде аналогов: кроме формулировки «подлежат призыву», то есть будут призвана помимо их воли и желания, появляется формулировка «могут быть призваны», то есть по желанию самих военнообязанных.
Наконец, третий момент – все изменения планируется вводит в действие только со следующего, 2024 года. Весенний призыв 2023 пройдет, по всей видимости, по старым правилам, осенний – скорее всего, тоже по ним, если только в законопроект не внесут изменения. Но это вряд ли, он явно тщательно проработан в Министерстве обороны.
Вторая предлагаемая норма
Та же первая статья законопроекта предлагает дополнить статью 22 базового закона пунктом 1.1 следующего содержания (цитируем):
Граждане, достигшие возраста 18 лет после 1 января 2024 года, изъявившие желание пройти военную службу по призыву ранее дня наступления возраста, установленного в соответствии с абзацами вторым – пятым пункта 1 настоящей статьи, и подавшие в призывную комиссию соответствующее заявление, подлежат призыву на военную службу.
Эта формулировка развивает положение о возможности призыва досрочно. Предполагается, что после изменения призывного возраста юноши, которым исполнилось только 18 лет, смогут отслужить срочную до достижения 19 лет и так далее. Для этого им нужно будет просто подать соответствующее заявление в призывную комиссию.
Третья предлагаемая норма
Первая статья законопроекта (основная и самая большая) предлагает также дополнить статью 52 базового закона пунктом 1.1 следующего содержания:
Граждане в возрасте от 27 до 30 лет, указанные в абзаце восьмом пункта 1 настоящей статьи, изъявившие желание пройти военную службу по призыву и подавшие в призывную комиссию соответствующее заявление, переводятся военным комиссариатом на воинский учет граждан, не пребывающих в запасе, и подлежат призыву на военную службу на общих основаниях.
Это, так сказать, зеркальная относительно второй норма. После повышения верхней границы призывного возраста с 27 до 30 лет образуется категории граждан, по старым правилам зачисляемая в запас без прохождения срочной службы (из-за отсрочек).
Четвертая предлагаемая норма
Она достаточно формальна. Статья вторая законопроекта предлагает внести изменения в пункт первый статьи третьей федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ.
Сейчас на АГС могут отправлять призывников в возрасте от 18 до 27 лет, а по новой норме смогут от 18 до 30 лет. Обратите внимание: меняется только верхняя граница, что, вообще-то, не очень логично.
Если юноша в возрасте от 18 до 21 года захочет отслужить досрочно, для чего ему тогда требовать АГС? Но в любом случае, новую норму обязательно нужно иметь в виду.
Пятая предлагаемая норма
Третья статья законопроекта определяет, что в случае принятия закон вступит в силу 1 января 2024 года и оговаривает переходный момент, связанный с отсрочками:
Установить, что граждане, которым были предоставлены отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до вступления в силу настоящего Федерального закона, пользуются указанными отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.
Очевидно, эта норма должна успокоить тех, кто планировал отсрочки, исходя из старого призывного возраста. Прежде всего, это учебные (академические) отсрочки: для студентов вузов и колледжей, аспирантов, магистрантов, ординаторов и т. д.
Смысл законопроекта
Очевидно, законопроект преследует генеральную цель – увеличить численность войск, о чем также говорил на декабрьской коллегии Минобороны глава военного ведомства. Вероятно, государство ищет способы сделать это максимально регулярными, штатными средствами, без создания чрезвычайной нагрузки на общество и население.
Пока сложно говорить о том, насколько выиграет военное ведомство в плане количества призывников, но законопроект уже предусматривает максимально широкий интервал: с учетом добровольной досрочной службы по призыву, он составит от 18 до 30 лет, то есть не девять, а все двенадцать лет.
В пояснительной записке авторы законопроекта оговаривают такой интересный момент:
Ежегодно с воинского учета призывников снимается и передается на воинский учет граждан, пребывающих в запасе, около 80 тысяч человек, достигших 27-летнего возраста и не прошедших военную службу, из них около 30 тысяч человек, не имея на то законных оснований.
Предполагается, что вот такие уклонисты, не отслужившие до 27 лет, смогут выбирать: или получить справку взамен военного билета или отслужить до достижения 30 лет, чтобы затем получить военный билет.
Ну а тем, кому 27 лет исполнится только после 1 января 2024 года, останется или все же отслужить, или «гаситься» еще три года, чтобы затем получить справку взамен военного билета. Но «косить» мы не рекомендуем: это трудно, долго, чревато уголовной ответственностью и малоперспективно в плане карьеры.
Конечно, смысл законопроекта в полной мере раскрывается в контексте специальной военной операции. Его нужно воспринимать вместе с другими предложениями в сфере воинской обязанности и военной службы, в том числе и с законопроектами, которые или зависли в Госдуме между чтениями, или были приняты в сильно урезанном виде.
Так, не прошло предложение рассылать повестки по почте, застыли поправки, отменяющие требование отслужить три месяца по призыву для перехода на контракт.
Что делать призывникам
Не рассматривать для себя возможность отслужить добровольно и досрочно. Сейчас военная служба, даже по призыву, сопряжена с известными рисками, превышающими таковые, как это было обычно. То же самое касается и тех, кому до 1 января 2024 года исполнится 27 лет.
Оцените вашу ситуацию на предмет закрытия нового призывного возраста отсрочками. Очевидно определенное неудобство для молодых людей: период обучения в вузе (на бакалавриате) или колледже занимает три или четыре года – как раз от 17-18 до 21 года. С одной стороны, юноши не смогут совместить обучение с отсрочкой, закрыв ею треть или почти половину пока еще действующего возрастного интервала.
Однако здесь есть и положительный момент: юноши смогут поступать не в тот вуз, где у них получится учиться на очной форме, а выбирать любой, в том числе в другом регионе, с заочной формой обучения и возможностью работы, зарабатывания денег. Параллельно с этим три года можно и нужно будет использовать для поиска законных оснований для отсрочки или освобождения от призыва.
Исполнение закона «на местах»
Кстати, обычно мы говорим именно о призывниках. Однако в данном случае мы можем быть полезны и тем, кто уже достиг 27 лет.
Вот интересный пример: несмотря на то, что законопроект максимально четко объяснил, когда он вступает в силу в случае принятия, на кого и как он распространяется, инициативы на местах не заставили себя ждать.
Так, уже 14 марта военкомат Подольска (Московская области) отказал молодому человеку в выдаче военного билета, который до 27 лет имел отсрочки от призыва. Причем отказал по ссылкой еще даже не на закон, а только на едва поступивший в Госдумы законопроект.
Конечно, такой отказ неправомерен, его необходимо обжаловать, и в этом мы тоже может отказать профессиональную юридическую помощь. Обращайтесь к нам, если вы понимаете, что не справитесь самостоятельно. Запишитесь на бесплатную консультацию – там вы получите базовые сведения, как вам быть. А в рамках полноценного договора мы сможет защитить ваши права и законные интересы.