Решения военного комиссариата, не отвечающие нормам закона, нарушающие права призывников, могут быть обжалованы. Это предусмотрено не только федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, но и Конституцией, дающей право на оспаривание решений должностных лиц и на обращение к органам государственной власти и местного самоуправления.
В какой суд и в каком порядке обращаться
Прежде всего, нужно понять, в какой именно суд следует идти. В статье про обжалование в прокуратуру мы уже писали, что в интернете распространен совет подавать обращение не в «гражданскую» прокуратуру, а в военную на том основании, что органы военного управления поднадзорны военной прокуратуре. В той статье мы также писали, почему такое мнение глубоко ошибочно – оно не учитывает субъектной подсудности.
Повторим это здесь применительно к судам: военная юстиция распространяется ТОЛЬКО на военнослужащих. Призывник до момента отправки в воинскую часть со сборного пункта не является военнослужащим. Система военных судов венчается профильной коллегией Верховного Суда, которая полностью называется Судебной коллегией по делам военнослужащих. Так что споры призывников с военкоматами таким судам непосудны.
Поэтому подавать административный иск против военкомата нужно в суд общей юрисдикции. Именно так называются все суды, рассматривающие административные, гражданские и уголовные дела. Вам нужен будет суд первой инстанции: они бывают мировыми и районными. Вам следует обращаться в районный (или городской, если ваш город не входит в состав района субъекта федерации и не делится сам на районы).
Касаемо территориальной подсудности – тут у призывника есть выбор, если он живет в одном районе города, а юридический адрес военкомата относится к другому району. Можно подать иск в любой из двух судов – это предусмотрено статьей 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ. По той же статье КАС РФ, если вы одним иском подаете сразу и на военкомат, и на прокуратуру, вы можете выбрать собственный район или район любого ответчика.
В суд вы можете подать сразу, как только получили незаконное решение призывной комиссии. Параллельно закон не запрещает подать жалобы по тем же основаниям и в региональный военкомат (призывную комиссию субъекта федерации), и в прокуратуру. Более того, обращения туда станут дополнительными доказательствами. А если жалоба в административном порядке даст нужный результат, иск всегда можно отозвать.
Кроме того, в суд вы можете обжаловать решение регионального военкомата, принятое по вашему обращению в административном порядке. Не устраивающее вас решение районной прокуратуры, принятое по вашей жалобе, вы можете обжаловать в прокуратуру субъекта федерации или в районный суд. А решение районного суда обжалуется в суд вашего субъекта федерации (суд второй инстанции) в апелляционном порядке
Далее можно обращаться в федеральный кассационный суд общей юрисдикции (суд третьей инстанции) в кассационном порядке. Далее остается только надзорное производство в президиуме Верховного Суда, но даже до кассации дело доходит редко. Как правило, административный иск против военкомата удовлетворяется хотя бы частично (по ключевому исковому требованию) уже на уровне районного суда.

Порядок подачи иска в судебном порядке
Статья 219 КАС РФ дает на обжалование в судебном порядке три месяца с момента вынесения спорного решения. Но, как вы понимаете, затягивать совершенно не в ваших интересах. Лучше подать иск как можно скорее. В соответствии с частью седьмой статьи 28 закона «О воинской обязанности и военной службе» с момента регистрации иска в канцелярии суда исполнение оспариваемого решения военкомата (призывной комиссии) приостанавливается вплоть до принятия судебного решения по вашему иску.
Однако здесь есть практическая проблема. В теории, закон не требует дополнительных действий для приостановления исполнения решения – достаточно уведомить военкомат о подаче иска. Но сотрудники военного ведомства нередко делают вид, что они ничего ни о каком иске не знают и продолжают исполнять принятое решение. Чтобы этого избежать, нужно в исковых требованиях отдельным пунктом прописать следующее:
«На основании части второй статьи 85 КАС РФ прошу приостановить исполнение (действие) оспариваемого настоящим иском решения призывной комиссии (военного комиссариата) до вступления в законную силу решения суда».
По большинству оснований обжалования такое требование можно прописывать, можно и не заявлять. Но если вы оспариваете решение о вашем призыве, а у вас на руках повестка на сборный пункт для отправки к месту несения службы, данное требование нужно заявлять обязательно. Иначе вас фактически могут призвать – да, это будет незаконно, но доказывать это из воинской части крайне проблематично.
Кроме такого требования, рекомендуется составить ходатайство о принятии мер предварительной защиты, которое подать вместе с иском. Это ходатайство по части третьей статьи 87 КАС РФ суд должен рассмотреть или в день подачи или на следующий день. А по итогам рассмотрения вынести определение о принятии мер предварительной защиты и направить его экземпляр военкомату-ответчику по вашему иску. В таких условиях военкомат не сможет сделать вид, что ничего не знал о поданном иске.
В общем и целом подача заявления с приложенными к нему документами такая же, как и в случае обжалования в административном порядке. Заявление подается в двух экземплярах в канцелярию суда, на одном из них принявший его сотрудник ставит отметку о принятии с указанием даты, входящего номера, своей фамилии и подписи. Этот экземпляр вы забираете с собой. Все суды подключены к ГАС (государственной автоматизированной системе) «Правосудие», канцелярия внесет туда информацию о вашем иске, и в ней вы сможете найти запись о нем и о продвижение дела.
По поводу документов. К самому иску вы, конечно, прикладываете копии документов, подтверждающих ваши требования, заверенных в нотариальном порядке. Но на самих заседаниях вам нужно будет представить на обозрение суда оригиналы документов. Поэтому проверьте их наличие, при необходимости и возможности запросите дубликаты. И помните, что в военкомат нужно подавать подлинники только в том случае, если обследование было проведено по направлению военного комиссариата.
Специфика обжалования в судебном порядке
Судебный порядок обжалования существенно отличается от административного. Прежде всего, он может быть очень долгим – все зависит от загруженности конкретного районного суда, от количества судей, специализирующихся на рассмотрении именно административных дел. До вынесения решения может пройти и пара недель, а может и четыре месяца – многое зависит и от того, какие дополнительные изыскания понадобятся суду для принятия решения. Например, медицинское обследование, по итогам которого фактически суд определит вашу категорию годности и обяжет военкомат ее утвердить.
Кроме того, одним заседанием можно обойтись далеко не всегда. Пятнадцать-двадцать минут на одно дело, как показывают в судебных телешоу, тоже возможны, если судья превращает рассмотрение дела в профанацию и штампует решения на автомате.
В ином случае два-три-четыре заседания длительностью час-два-три – вполне реальный сценарий. Потому что соблюдение всех формальных элементов – установление личности участников процесса, предупреждения об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, рассмотрение ходатайств и все фразы вроде «суд, совещаясь на месте, принял определение об отказе в удовлетворении ходатайства истца» тоже отнимают время.
Но главная особенность судебного обжалования, к которой нужно быть интеллектуально и морально готовым – собственно, сами заседания, в которых участвуют обе стороны – и вы, и представитель военкомата. Вам нужно будет в устной форме повторить главные тезиса вашего иска, коротко и по существу изложить ситуацию, сформулировать исковые требования и сослаться на обстоятельства, подтверждающие вашу правовую позицию.
В большинстве случаев лучше держаться спокойно, уверенно, без лишних эмоций, говорить коротко и по существу, ссылаясь на объективные факты и документы, а не на свои впечатления, рассуждения, чувственный опыт и другие субъективные категории. Естественно, не поддаваться на провокации представителя военкомата, не повышать голос, не переходить на личности, оскорбления и нецензурную (и цензурную тоже) брань.
К провокациям со стороны представителя военкомата нужно быть готовым и морально, и по существу – знать, как и что ответить суду на сомнительный, но не снятый вопрос и т. п. Можно ожидать пафосных воззваний к конституционной норме о священном долге каждого гражданина мужского пола, более или менее явных подозрений со стороны административного ответчика в уклонении, сомнений в медицинских фактах и т. п.
Эффективность обжалования в судебном порядке
По сравнению с административным обжалованием, что в военкомат, что в прокуратуру, иск в суд намного эффективнее. Несмотря на то, что современная российская судебная система далеко не совершенна и не обладает полной независимостью от исполнительной власти, она пока еще способна принимать решения, основанные на законе, в пользу истцов и против ответчиков – федеральных органов государственной власти.
Причин тому несколько. Во-первых, судебные органы достаточно дистанцированы от военных комиссариатов, чтобы принимать решения не в их пользу. Районный суд никак не подчиняется ни военкомату, ни министерству обороны, ни региональным властям. Над районным судом стоит суд субъекта федерации, а административно-хозяйственное обеспечение осуществляет региональное управление Судебного департамента при Верховном Суде, на которое замыкаются все финансовые и бытовые вопросы суда. Районные суды финансируются из федерального бюджета через Судебный департамент.
Во-вторых, суды, в отличие от прокуратуры, обладают большими полномочиями, причем реальными и непосредственными. Судья своим определением может недвусмысленно запретить военкомату трогать призывника, пока его иск не будет рассмотрен. А уже в финальном решении суд не просто требует от призывной комиссии «устранить нарушения закона», а прямо приказывает принять конкретное решение, например, признать юношу ограниченно годным к военной службе с зачислением в запас и выдачей военного билета или обязать направить на дополнительное медицинское стационарное обследование.
В-третьих, рассмотрение иска в суде происходит в формате открытого заседания. А самое главное – в присутствии самого истца, который имеет право давать показания, заявлять ходатайства, пояснять что-то по ходу процесса, вызывать свидетелей, представлять дополнительные доказательства. Короче, не просто ожидать, пока неизвестно в какой момент его жалобу прочитает неизвестный сотрудник военного или надзорного ведомства, а активно участвовать в рассмотрении собственной жалобы. Понятно, что так отстоять свои права все-таки легче, при всех недостатках российской судебной системы.
Наконец, суд – это орган, который в принципе не занимается больше ничем, кроме как разбором жалоб, исков и споров. То, что для военкомата кажется только раздражителем, а для прокуратуры бумажной рутиной, для суда составляет смысл его существования. Поэтому базовое отношение к самому факту обжалования решения органа управления в суде все-таки спокойнее. В конце концов, граждане подают в суд на МВД, на налоговую службу, на областную управу – а чем от них принципиально отличается военкомат?
Конечно, нужно понимать, что реальный суд – это не судебное телешоу с вершителями справедливости как в голливудских фильмах жанра процедурал. Судьи далеко не всегда совершенны, достаточно квалифицированы, профессионально состоятельны, но все-таки они – судьи с каким-никаким опытом и подготовкой, а не сотрудники военкомата и не помощники прокурора, полгода назад закончившие провинциальный юрфак. Над ними не висит план призыва, а иск к военкомату ничем не отличается от иска к налоговой.
Стоит ли обжаловать решения военкомата в судах?
Если ситуация дошла до суда, других вариантов, которые могли бы устроить призывника, просто больше не остается. Или в армию – или в суд. Поэтому, конечно же, стоит. Тем более, как сказано выше, эффективность судебных обжалований выше, чем любых административных. Единственное – мы бы советовали трезво оценивать ситуацию, собственные права и реальные перспективы. Идти в суд с желанием засудить военкомат по полной программе привлекательно, но куда рациональнее ставить себе целью просто восстановить нарушенные права и защитить свои законные интересы.
Объективно судебный порядок обжалования наиболее сложный для реализации. Именно в силу его преимуществ: нужно составить исковое заявление, посещать заседания и, самое главное, правильно себя на них вести. К такому готовы не все призывники и их родители, поэтому нередко обжалование в судебном порядке не приносит должного результата, срывается в процессе или вообще не рассматривается изначально. Мы понимаем, что самостоятельно судиться с военкоматом готовы не все, это непросто прежде всего морально-психологически, а для многих – юридически.
Но это не повод оставлять себя без правовой защиты. В каждом материале блога мы повторяем золотое правило: не можешь сделать сам – найди того, кто сможет сделать это за тебя. Обращайтесь к специалистам, для которых ваша проблема типовая и банальная.
Для начала просто запишитесь к нам на бесплатную консультацию. Это ограниченный формат, но даже в его рамках вы получите полезные сведения и немного успокоитесь. А по договору, который вы можете с нами заключить, мы подготовим исковое заявление со всеми требованиями и ходатайствами, по доверенности будем представлять вас на заседаниях и оградим от большинства негативных аспектов судебного обжалования.