Изменение порядка вручения повесток

Всю историю современной России существовало достаточно твердое правило: военкоматы должны были вручать повестки призывникам лично под их роспись. Да, конечно, на деле практиковались варианты вроде оставления […]

Всю историю современной России существовало достаточно твердое правило: военкоматы должны были вручать повестки призывникам лично под их роспись. Да, конечно, на деле практиковались варианты вроде оставления документа с личными данными в почтовом ящике, но все-таки за неявку по такой повестке ничего не бывало.

Много лет ходили слухи, что процедуру вызова юношей в военкомат упростят тем или иным способом. Вплоть до того, что вообще отменят повестки и обяжут молодых людей по умолчанию являться в военкомат в течение призывной кампании – под страхом уголовной ответственности за уклонение. Нечто подобное даже дошло до состояния законопроекта, который, правда, благополучно «уснул» в думской процедуре.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Однако специальная военная операция России в Украине изменила ситуацию. Уснувший с 2018 года законопроект, упрощающий процедуру вручения повесток, обрел, что называется, новую жизнь. Нет никаких сомнений, что 16 марта он будет принят в окончательном третьем чтении и 1 апреля, в день начала весенней призывной кампании 2022 года, вступит в силу. Рассмотрим его подробнее.

История законопроекта № 361804-7

доступен на портале Системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) по ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/361804-7

Изменение порядка вручения повесток
Скриншот страницы портала СОЗД, на которой отражается информация о движении данного законопроекта. На момент написания этой статьи (11 марта 2022 года) он внесен на рассмотрение Госдумой в третьем чтении.

Впервые этот законопроект был внесен в Государственную Думу в середине января 2018 года. В течение четырех последующих лет он гулял по комитетам, обрастал поправками, новыми инициаторами из числа федеральных депутатов (изначально инициатор был один), проходил первые два чтения. Чтобы объективно понимать, насколько предлагаемые им изменения оказались важны именно в текущих обстоятельствах, достаточно посмотреть, когда законопроект был принят в первом и во втором чтениях.

В первом чтении (в общем и целом) – в начале марта 2018 года. И с тех пор он оказался отложенным на четыре года. Сроки второго чтения постоянно переносились и откладывались, законопроект томился в профильном комитете.  И только в конце января 2022 года интерес к нему внезапно резко проснулся, так что уже 22 февраля он был принят во втором чтении (основном, со всеми существенными поправками). Повторим – спустя без малого четыре года вялотекущей законотворческой деятельности.

На данный момент никаких существенных правок уже не будет, текст доработан в техническом и языковом, стилистическом отношениях. Нынешняя редакция будет принята в третьем, окончательном чтении 16 марта 2022 года. Останется еще полмесяца на одобрение Советом Федерации (в одобрении сомневаться не приходится), на подписание президентом (тут тоже нет никаких сомнений), на опубликование. И уже ближайший весенний призыв будет проходить с учетом новых правил вручения повесток.

Что было в первой версии законопроекта

Изначально изменения касались только 31 статьи ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», посвященной обязанностям граждан, подлежащим призыву на военную службу. И они были не то что радикальными, а просто абсурдными с точки зрения права и даже здравого смысла. Вот наиболее сомнительные и неоднозначные предложения.

Сейчас повестку можно вручать строго лично призывнику. Законопроект предлагал передавать письма с ними любому совершеннолетнему члену семьи призывника и даже третьим лицам, представляющим его интересы в военкомате – по сути, юристам таким компаниям, как, например, наш «Всероссийский призывник».

Возникает вопрос: какое отношение одни совершеннолетние граждане имеют к правам и обязанностям других совершеннолетних граждан, даже если они связанными родственными узами и общей жилплощадью? Родственники не обязаны быть передаточным звеном между военкоматом и призывником, они не состоят ни в каких правовых отношениях, которые бы обязывали их к подобному. Наконец, если член семьи забудет о повестке, а призывник в таком случае о ней даже не узнает, в чем будет вина последнего, когда он не явится в военкомат?

То же самое касается и представителей интересов призывника по доверенности. Каким образом доверенность и юридическое представительство дает право принимать и передавать подобные документы? К счастью, четырех лет томления законопроекта оказалось достаточно, чтобы все эти положения были из него исключены.

Нормы окончательной редакции законопроекта к третьему чтению

Законопроект № 361804-7 в окончательной редакции вносит изменения в несколько статей федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, главным образом – в статью 31. Изменения касаются трех пунктов этой статьи: первого, второго и четвертого. Первый пункт дополняется формально-технически, весь смысл нововведений раскрывается в двух остальных.

Новая редакция второго пункта предусматривает следующие нововведения:

  • Повестки теперь можно будет не только вручать лично, но и отправлять по почте («Почтой России») заказным письмом с уведомлением о вручении. Последнее обстоятельство сохраняет реализацию принципа «под роспись».
  • Письма с повестками отправляются по адресу, указанному в личном деле призывника (в документах воинского учета) в военкомате. Это может быть место жительства (с постоянной регистрацией) и место пребывания (с временной).

Кроме того, повестки по почте можно будет отправлять в столы воинского учета, отделы кадров, канцелярии организаций, где официально числится призывник. И уже сотрудники этих структурных подразделений должны будут передавать молодому человеку повестку. Это, по крайней мере, с правовой и организационной точек зрения куда более реально и исполнимо, чем варианты с родственниками и представителями.

Повестка считается врученной с момента вручения письма адресату или попытки такого вручения, если он отказался от получения. При этом старый порядок с личной передачей сотрудником военкомата призывнику под роспись также сохраняется, почтовые пересылки его только дополняют, но не заменяют. Хотя высок риск, что на практике получится именно подмена традиционного механизма экстренным суррогатом.

Действия призывника после получения повестки

Законопроект вводит новый пункт 31 статьи за номером 2-1. После получения повестки, отправленной по почте, предполагается следующий алгоритм действий призывника:

  • Если повестка дошла до даты явки в военкомат, указанной в ней, призывник является в районный отдел в установленную дату и время.
  • Если повестка дошла с опозданием, и даты явки уже прошла, юноша должен будет явиться в военкомат в течение двух недель с момента получения повестки – там его освидетельствуют или выдадут ему лично под роспись новую повестку. При этом первая редакция законопроекта давала юноше лишь три рабочих дня.
  • Если повестка опоздала настолько, что уже заканчивается срок призывной кампании, юноша должен явиться в военкомат в течение первых двух недель ближайшего следующего призыва, тоже за новой повесткой, врученной лично под роспись. При этом первая версия законопроекта требовала в таком случае явиться в военкомат не позднее первого дня следующего призыва, то есть фактически в период между двумя призывными кампаниями.

Кроме того, если в течение всей призывной кампании юноша не получил никакой повестки ни лично, ни по почте, он обязан явиться в военкомат в течение первых двух недель ближайшего следующего призыва, для получения повестки лично под роспись. То есть старая схема «не было повестки – не обязан был являться» больше работать не будет. Отсутствие повестки отныне – проблема не военкомата, а самого призывника.

Некоторые другие нововведения

Вручение новой повестки при явке призывника в военкомат после даты, указанной в повестке, доставленной почтой с опозданием, предусмотрено еще одним новым пунктом 2-2, вводимым в 31 статью. Однако вручение новой повести – это лишь возможность, право военкомата, а не его обязанность – если призыв еще не кончился, юношу могут освидетельствовать и в тот день, когда он фактически явился в военкомат, несмотря на то, что формально дата, указанная в опоздавшей повестке, уже вышла.

Кроме того, в 31 статью вводится еще один новый пункт 2-3. Приведем его полностью:

«Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, обязаны сообщить об этом, лично явившись в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет».

Если в вашем населенном пункте есть отдел военного комиссариата, то явиться лучше непосредственно туда и сообщить там. В таком случае ваше уведомление об отъезде точно дойдет до военкомата. Если же в вашем населенном пункте есть только орган местного самоуправления, сообщить можно им, чтобы не ехать в военкомат в другой город. В штатном расписании есть должность ответственного за воинский учет, занимающее ее лицо передаст информацию в военкомат.

Ответственность по новому законопроекту

Окончательная редакция законопроекта признает утратившим силу четвертый пункт статьи 31. Он говорил об ответственности призывников за уклонением. Однако отмена четвертого пункта НЕ означает отмену ответственности. Просто эти нормы теперь изложены в других статьях ФЗ «О воинской обязанности…», это также установлено данным законопроектом. Так, новая редакция первого пункта седьмой статьи устанавливает следующие критерии уклонения от воинской службы по призыву:

  • неявка в военкомат без уважительных причин по повестке, отправленной по почте, а также неявка в установленные сроки, если повестка пришла позже даты явки, указанной в ней или после окончания призывной кампании;
  • отказ от получения заказного письма с повесткой, зафиксированный в соответствии с Положением о призыве граждан на военную службу (утверждено постановлением Правительства от 11 ноября 2006 года № 663).

Описанные действия законопроект прямо приравнивает к уклонению от военной службы. То есть теперь уклонистом станет юноша, не получивший повестку в течение всего призыва и не явившийся самостоятельно в военкомат за ней до начала следующей кампании. Повторим еще раз: принцип «нет повестки – нет явки» больше не работает.

Уклонение от призыва на военную службу образует состав преступления, предусмотренного 328 статьей Уголовного кодекса. То есть речь идет даже не об административной ответственности, как за нарушение правил воинского учета, а сразу об уголовной. Подробнее об обеих мы рассказали в нашем отдельном материале.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Есть представление, что уголовная ответственность должна наступать вследствие умышленных действий по уклонению от призыва, а если неявка случилась в результате стечения обстоятельств, следует ограничиваться административным взысканием. Такая позиция изложена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года № 3, но, как любят говорить судьи низовых судов, «у нас не прецедентное право».

Что (не) делать призывнику

Несмотря на значительное ужесточение правил вручения повесток, в целом ситуация остается прежней. Как и раньше, мы крайне не рекомендуем уклоняться, прятаться, бегать от военкомата. Даже если такой шаг даст кратковременный эффект, в дальнейшем он обернется против вас. Будут проблемы с законом, с получением военного билета, с устройством на официальную работу с карьерными перспективами и т. п.

Поэтому здесь мы можем посоветовать все то же самое: исполняйте требования закона. Не пытайтесь отказаться от заказного письма из военкомата, не делайте вид, что вы не получали никаких почтовых уведомлений и т. д. Являйтесь в военкомат в указанные законом сроки, помните, что теперь вся ответственность за получение повесток и явки на призывные мероприятия фактически перекладывается с военного ведомства на вас.

Отсрочек и освобождений нужно добиваться только законными способами, потому что только они могут обеспечить уверенность в том, что вы не будете служить. Социальные, учебные (академические) отсрочки в ряде случаев могут закрыть весь призывной возраст. Обратите внимание на свое здоровье, пройдите обследования – медицинские показания чаще всего становятся причиной освобождения от призыва или воинской обязанности.

Если вам интересны информационные и телекоммуникационные технологии и вы хотите развиваться в этой сфере, обратите внимание на новую президентскую отсрочку для айтишников. При всех ее минусах и отсутствии внятной процедуры она все-таки стала еще одним из вариантов решений армейского вопроса, из которых можно выбирать.

В любом случае, если вы не знаете, что и как вам делать, обращайтесь к тем, кто знает – к специалистам. Например, запишитесь к нам на бесплатную консультацию – наш юрист даст вам базовые сведения, которые помогут в вашей ситуации. Если вы заключите с нами договор, мы возьмем на себя юридическое сопровождение вашего взаимодействия с военкоматом, включая защиту ваших прав в административном и судебном порядке.

Эта статья была полезной?
Нет
Так себе
Не знаю
Вполне
Да!
Оценка пользователей: 4.9 на основе 507 голосов
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Помогаем призывникам добиться освобождения от службы в армии на законных основаниях.
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Сопровождаем призывника в военкоматах и помогаем пройти призывные мероприятия
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Работаем до фактического получения призывником военного билета или отсрочки от армии
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Обеспечиваем полную юридическую безопасность призывника

Перезвоним и ответим на ваши вопросы

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.