Неделю назад стартовала весенняя призывная кампания. И практически в первые дни ее течения в публичном информационном пространстве появились заявления ответственных лиц о так называемых электронных повестках.
Новости о них приходили чуть ли не каждый день, поэтому сегодня мы рассмотрим и проанализируем все утверждения, а также постараемся дать полезные советы призывникам и их родителям.
Про электронные повестки в целом
Пожалуй, самое резонансное заявление, предварившее весеннюю призывную кампанию 2023 года, сделал, выступая на брифинге Министерства обороны, представитель главного организационно-мобилизационного управления Генерального Штаба контр-адмирал Владимир Цимлянский. Он сообщил, что с этой весны военкоматы будут рассылать повестки призывникам в электронном виде, не уточнив, по какому именно каналу.
По всей видимости, это нововведение продолжает начатую прошедшей зимой программу цифровизации военного управления, в рамках которой в военкоматах создавали единую электронную базу данных военнообязанных. Это предположение подтверждается тем, что Цимлянский также заявил: на данный момент такая база уже сформирована и содержит сведения о более чем 700 тысяч мужчин только в возрасте с 18 по 27 лет.
По поводу электронных каналов связи, которыми предполагается рассылать цифровые повестки, некоторую ясность внес Единый портал государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»). В последней день марта, накануне старта весеннего призыва, сервис отключил опцию удаления своего аккаунта на «Госуслугах» простым нажатием кнопки. Теперь сделать это можно, только отправив соответствующее заявление (тоже цифровое).
В развитие этой части истории вечером 31 марта Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры), курирующее портал «Госуслуги», заявило, что причина отключения опции самостоятельного удаления – участившиеся случаи взломов аккаунтов.
При этом, подчеркнули в ведомстве, удаление учетной записи на портале не будет расцениваться как уклонение от исполнения воинской обязанности (об уклонении и ответственности за него у нас также есть отдельный материал в блоге).
Анализ идеи электронных повесток
Идея рассылать электронные повестки, во-первых, свидетельствует о том, что в военкоматах не хватает персонала, который мог бы вручать их в полном соответствии с законом. А во-вторых, прозрачным образом продолжает идею узаконить рассылку повесток «Почтой России». Мы писали об этом законопроекте; он так и не был принят, зависнув между вторым и третьим чтением, но о нем еще придется сказать чуть ниже.
Поэтому еще раз повторим правила вручения повесток военкомата, определенные частью второй статьи 31-ой федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ. Там сказано следующее: «Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку». Призывник получает повестку лично в руки, в чем расписывается на отрывном корешке.
При этом вручать заранее заполненную повестку с подписью военного комиссара (начальника районного отдела военкомата) и печатью соответствующего подразделения могут только сотрудники военкомата, ответственные за воинский учет должностные лица или руководитель организации, где призывник работает или учится, а также в отдельных случаях сотрудники органов внутренних дел (полиции, если точнее).
Таким образом, в правовом отношении электронные повестки ничтожны. На сегодня они никак не регулируются законодательством, о каких-либо законопроектах, легализующих такой порядок, не известно. Собственно, об этом же прямым текстом заявил вечером 31 марта председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Бондарев. Тем самым он дезавуировал более ранее утверждение своего коллеги из аналогичного комитета Государственной Думы Юрия Швыткина о том, что рассылка электронных повесток будет приравнена к вручению лично в руки под роспись.
Выводы по электронным повесткам
Таким образом, с точки зрения действующего законодательства повестка, отправленная через «Госуслуги» ничем не отличается от повестки, брошенной в почтовый ящик. Тем более это касается повесток, отправленных по электронной почте, в социальных сетях, мессенджерах и т. п.: «Госуслуги» предполагают хоть какую-то верификацию личности обладателя аккаунта, в то время как для регистрации учетной записи в соцсетях и мессенджерах необходима только авторизация через СМС или электронную почту.
Собственно, юридическую ничтожность цифрового формата косвенно признал и сам Цимлянский, отметив, что при отсутствии технической возможности электронной отправки повестки будут вручаться по закону – так сказать, по старинке. Здесь важно отметить, что никто не обязан иметь аккаунт на Госуслугах и тем более не обязан пользоваться только тем почтовым ящиком, который указан там в учетной записи. Равно как и подписывать учетные записи в социальных сетях и мессенджерах своими настоящими именами, а не никнеймами.
По большому счету, невозможно быть уверенным, что повестка, отправленная через какой-то электронный канал связи, вообще хоть до кого-нибудь дойдет: известный военкомату аккаунт может быть уже удален. Кроме того, возникают большие сомнения в допустимости такого способа, потому что повестка содержит персональные данные призывника, которые вообще-то не должны доходить до ненадлежащего адресата.
По всей видимости, озвученная Цимлянским инициатива рассчитана, как и все другие подобные идеи военкоматов, на юридическую безграмотность, покорность и страх перед органами государственной власти, характерные для большого количества и призывников, и граждан вообще.
Предполагается, по-видимому, что значительная часть получивших электронную повестку не будет задавать вопросы о законности такого способа вручения и явится в военкомат в указанные дату и время. Точно так же, как это происходило и по повесткам в почтовых ящиках, и даже по телефонным звонкам из военкомата.
Но делать так, очевидно, не стоит. Никакой ответственности за неявку по такой повестке нет.
Рассылка повесток через Госуслуги
Третьего апреля история с электронными повестками получила новое развитие. Военный комиссариат Владимирской области объявил, что в этой призывной кампании вообще не будут вручаться бумажные повестки. Тут областное ведомство пошло даже дальше Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба – там хотя бы предусматривали традиционное вручение при невозможности электронного.
А военный комиссариат Владимирской области заявил, что призывники получат повестки на «Госуслугах». Хотя очевидно, что едва ли в этом сервисе зарегистрированы 100% граждан призывного возраста, проживающих в регионе. Простой вопрос: зачем какие-то «Госуслуги» нужно 18- или 19-летнему парню, только что закончившему школу? Какие государственные и муниципальные услуги он собирается получать через этот портал?
И, естественно, остается открытым вопрос о законодательной основе рассылки повесток через «Госуслуги». Попыток внести соответствующие изменения в закон о воинской обязанности нет не то что на уровне законопроекта, но даже на уровне устных предложений кого-то, кто обладает правом законодательной инициативы. Оптимизация призывного процесса, таким образом, лишена какого-либо правового основания.
А самое главное: как предполагается проверять, получены повестки через «Госуслуги» или нет? Ведь в чем смысл их вручения лично призывнику под роспись? Только так можно быть полностью уверенным, что повестка дошла до призывника, и он с ней ознакомился. Все остальные варианты, даже пересылка «Почтой России» всегда имеют отличный от нуля шанс не доставить документ получателю. И как тогда с него что-то требовать? По всей видимости, об этом не думали ни в Генштабе, ни во Владимирском военкомате.
Узаконят ли электронные повестки?
Некоторую – не самую приятную – ясность внесли новости пятого апреля. На сайте Государственной Думы появился протокол заседания ее Совета, утверждающего повестку пленарной работы. И на шестое апреля (четверг) запланировано рассмотрение законопроекта № 361804-7, причем с возвращением его на уже пройденный этап второго чтения. Что это значит применительно к электронным повесткам?
Мы уже писали о законопроекте № 361804-7 и даже упоминали его выше. Официально он называется так: «О внесении изменений в Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”» (по вопросу оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу). Изначальная версия, проходившая весной прошлого года, предлагала рассылать повестки заказными письмами через ФГУП «Почта России».
Тогда законопроект благодаря возникшему вокруг него общественному вниманию удалось снять с повестки – он завис, так и не дойдя до третьего чтения. Однако от него не отказались окончательно, и теперь интерес государства к нему вернулся. Возвращение законопроекта на стадию второго чтения означает внесение в него содержательных, смысловых правок. На третьем чтении можно только дорабатывать язык и стиль.
С очень высокой вероятностью идея о почтовой рассылке будет заменена на идею о рассылке электронной. Зря, что ли, проводили цифровизацию военкоматов, создавали электронные базы данных призывников, о чем говорил на брифинге Цимлянский?
С другой стороны, за последний год на фоне происходящих событий многие, очевидно, наконец-то выучили единственный (пока что) законный порядок вручения повесток, что создало военкоматам дополнительные трудности в работе.
И теперь получается так: не берете повестку, брошенную в почтовый ящик? Тогда она придет вам через интернет. «Тогда мы идем к вам», и у вас уже не будет других вариантов, кроме как получить уведомление о явке в военкомат. Для рассылки тысяч повесток через «Госуслуги» достаточно одного сотрудника, и ему больше не нужно будет обходить сотни адресов, надеясь застать там именно в это время призывника.
Что делать и как быть призывнику
Прежде всего, конечно, не обращать внимания на электронные повестки, если они будут приходить на «Госуслугах», на почту или еще где-то. Если такие сообщения нервируют вас, смените электронную почту и временно не заходите на портал государственных и муниципальных услуг. Пока такой порядок оповещения не узаконен, это единственный правильный способ реагирования на повестку в личном кабинете.
В остальном рекомендации стандартные: по возможности, нужно найти основание для отсрочки или освобождения от призыва. В первом случае основной рабочий вариант – учеба в вузе или колледже, главное, чтобы программа, по которой вы учитесь, имела государственную аккредитацию. Во втором случае нужно проходит медицинские обследования, находить и подтверждать наличие непризывного заболевания.
В любом случае общий совет такой: не справляетесь сами – обращайтесь к специалистам. Так, мы проводим по предварительной записи бесплатные консультации, на которых наши юристы дают базовые знания по вашей проблеме. Полноценную юридическую помощь мы сможем оказать вам после заключения с нами договора.