Альтернативная гражданская служба

В своих статьях в блоге мы обычно говорим о военной службе по призыву и крайне редко касаемся альтернативной гражданской службы. Она действительно очень непопулярна, и мы […]

В своих статьях в блоге мы обычно говорим о военной службе по призыву и крайне редко касаемся альтернативной гражданской службы. Она действительно очень непопулярна, и мы вскоре разберем, почему это так.

Однако сейчас обстоятельства таковы, что даже АГС может стать разумным и полезным способом разрешения ситуации со службой в армии. Поэтому мы решили подготовить блок материалов, всесторонне освещающих этот вопрос.

Для начала отметим, что принципиальная возможность АГС установлена частью первой статьи первой федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ. В деталях ее регулируют два следующих правовых акта:

  • Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ – главный основополагающий документ;
  • Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденное постановлением Правительства от 28 мая 2004 года № 256.
Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Несерьезное отношение к АГС со стороны законодателей прослеживается даже в количестве внесенных в закон изменений. Если на законе о воинской обязанности буквально нет живого места от многочисленных поправок (список изменяющих документов занимает полторы страницы), в закон об АГС изменения вносились за все 22 года его существования всего десять раз. Сначала мы рассмотрим федеральный закон.

Что такое АГС и для кого она

Первая же статья обозначает три главных черты альтернативной гражданской службы:

  • это особый вид трудовой деятельности, то есть полноценной работы по найму на основании трудового договора;
  • эту деятельность трудящийся осуществляет в интересах общества и государства, а не в собственных ради дохода;
  • этой деятельностью гражданин занимается взамен военной службы по призыву, а не в произвольном порядке.

Три эти момента раскрываются дальше. Так, «особый вид трудовой деятельности» означает, что в общем и целом АГС регулируется Трудовым кодексом РФ (федеральный закон от декабря 2001 года № 197-ФЗ). И только в той части, в которой АГС выходит за пределы регулирования ТК, она определяется своим специальным законом.

Высокопарный тезис об общественных и государственных интересах раскрывает вторая статья. Она устанавливает два основания, по которым гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской:

  1. религиозные и / или иные убеждения призывника противоречат идее военной службы как легальной форме насилия и, в крайнем выражении, убийства;
  2. призывник относится к коренному малочисленному народу, список которых утверждается федеральный правительством.
Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Оба основания составлены так, что на практике добиться замены военной службы на АГС очень непросто. Если религиозные убеждения еще как-то можно подтвердить формально, то с убеждениями, не связанными с верой в бога, все намного сложнее.

С одной стороны, статья 28 Конституции гарантирует свободу религиозных и иных убеждений, включая свободу действовать в соответствии с ним. А часть третья статьи 29 запрещает принуждать человека к выражению своих убеждений. То есть призывник, желающий пройти АГС вместо военной службы, вроде как не обязан доказывать свои убеждения – ему достаточно только заявить о них.

С другой стороны, очевидно, что такой заявительный порядок абсурден, потому что в таком режиме им могут воспользоваться все, и призыв будет сорван. Поэтому де факто призывники, подавая такое заявление, должны как-то обосновывать свою позицию. А как можно формально доказать убеждения? Все равно все остается на словах, к которым в военкоматах традиционно относятся с большим недоверием и осуждением.

АГС для малых народов

Может показаться, что второе основание проще, но ничего подобного. Во-первых, призывнику мало просто относиться к коренному малочисленному народу России. Надо еще соответствовать всем другим перечисленным в статье критериям, а именно:

  • вести традиционный для этого народа образ жизни: если какой-то абориген Крайнего Севера уедет жить в город, он потеряет это основание;
  • заниматься традиционной хозяйственной деятельностью: очень часто она связана, например, с оленеводством, и это критический критерий;
  • заниматься традиционными промыслами этого народа: жить в месте компактного обитания соплеменников, но современными занятиями недостаточно.

А во-вторых Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255, очень ограничен. Он содержит всего 47 позиций на всю страну:

  • абазины, алеуты, алюторцы, бесермяне, вепсы, водь, долганы;
  • ижорцы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы;
  • манси, нагайбаки, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи;
  • ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сету (сето), сойоты;
  • тазы, теленгиты, телеуты, тофалары (тофа), тубалары, тувинцы-тоджинцы;
  • удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы;
  • шапсуги, шорцы, эвенки, эвены (ламуты), энцы, эскимосы, юкагиры.

Даже по названиям этносов понятно, что большинство из них живет в Сибири и на Дальнем Востоке. Действительно, эти народы проживают менее чем в 30 регионах (из примерно 90), причем в Европейской части находится только шесть. Примечательно, что в нынешней редакции списка нет малых народов Дагестана, хотя многие из них насчитывают не больше 50 000 человек (например, рутульцы или гинухцы).

Некоторые народности насчитывает менее 500 и даже менее 100 представителей, например, води в Ленинградской области всего 64 человека, алюторцев в Камчатском крае – 12 человек, кереков в Чукотском автономном округе вообще четверо. Больше всего ненцев – их аж 44 640 человек и абазинов (в Карачаево-Черкесии) – 43 341 человек. А общая численность всех народов из этого перечня примерно 316 тысяч человек.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Это количество включает оба пола и все возраста, так что мужчины призывного возраста составляют примерно 50-60 тысяч человек. Иными словами, и это основание для замены военной службы на альтернативную гражданскую достаточно ограничено. Причем как в плане требований к образу жизни призывника, так и в плане количества граждан, которые хотя бы теоретически могут рассчитывать на него.

Кого направляют на АГС

Третья статья определяет технические особенности: кого именно можно в принципе направить на АГС, если у него возникнет такое желание.

Годных к военной службе

Главное условие – призывник должен быть годен к военной службе по состоянию здоровья, то есть иметь категорию годности «А» (годен) или «Б» (годен с незначительными ограничениями).

Рекомендуем прочитать
С какой категорией не берут в армию
Пять категорий годности. Кто, где и как определяет категорию годности призывника. Категория «В» и заболеваия, с которыми можно ее получить. Неоднозначность оценки комиссии.

Со всеми остальными категориями годности АГС невозможна, потому что невозможна и военная служба как таковая. И здесь вспоминаем момент из первой статьи о том, что альтернативная гражданская служба – это только замена военной (осуществляется взамен нее), а не нечто самостоятельное. АГС сугубо вторична по отношению к военной службе.

С основаниями для АГС

Затем призывник должен иметь принципиальные основания для замены военной службы на АГС (это как раз то, о чем подробно сказано выше). И самое главное – он должен подать соответствующее заявление в военный комиссариат. Причем, забегая вперед, скажем, что подавать его надо сильно заранее – примерно за полгода до начала призыва.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Вторичность АГС по отношению к военной службе проявляется также и в том, что на нее не направляют всех, кто в принципе не может быть направлен на военную службу. Тут можно смело открывать статьи 23 и 24 закона о воинской обязанности. АГС невозможна для всех, у кого есть право на отсрочку, на освобождение от призыва (как в обязательном порядке, так и по желанию), кто не подлежит призыву (под следствием, судом и т. п.).

Какие здесь важные моменты? Во-первых, не получится совместить отсрочку с АГС, если вдруг кому-то придет такая идея: мол, сейчас закрыть этот вопрос, чтобы потом уже им не заморачиваться. АГС не станет выходом для судимых, которые не успевают до 27 лет отслужить, а получать справку взамен военного билета не хотят. АГС не может стать соломоновым решением между полноценным призывом и категорией годности «В».

Сроки и время прохождения АГС

Сначала о сроках. Часть первая статьи пятой определяет, что в общем случае срок альтернативной гражданской службы составляет 1,75 срока военной службы по призыву. То есть на три четверти дольше. Соответственно, вместо 12 месяцев в воинской части альтернативщик проведет там, куда его направят, 12 + 9 = 21 месяц. Без малого два года.

Это если призывник будет работать в гражданских учреждениях. Для тех, кто пойдет служить во вспомогательные структуры Вооруженных Сил, вторая часть статьи дает небольшую поблажку. Для таких АГС-ников срок службы составит 1,5 срока военной службы по призыву, то есть полтора года: 12 + 8 = 18 месяцев.

Это всевозможные организации и учреждения, обеспечивающие деятельность любых военизированных формирований России. Например, военные госпитали, инженерные, строительные, ремонтно-эксплуатационные службы, мастерские и производства и т. п. Но на деле таких организаций крайне мало – в действующем перечне вообще только одна.

Остальные части пятой статьи подробно расписывают, какой день считается началом АГС (день убытия к месту прохождения АГС), какой – ее концом (день окончания срочного трудового договора) и т. д. Все это мы подробно разобрали в отдельном материале нашего блога, вместе с исчисление сроков военной службы по призыву и военных сборов.

Рекомендуем прочитать
Важные этапы и ключевые даты альтернативной гражданской службы
Ключевые этапы альтернативной гражданской службы. Первый и последний день АГС. Порядок исчисления сроков АГС. Какие периоды не включаются в срок прохождения АГС.

Где проходит альтернативная гражданская служба

Теперь о месте прохождения АГС. Это аспект в общих чертах оговаривается четвертой статьей закона. Первая ее часть определяет, что АГС можно пройти индивидуально, а можно в составе группы или формирования. Но только в государственных учреждениях:

  • федеральных гражданских (в ведение федеральных органов исполнительной власти: федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств);
  • региональных гражданских (в ведении органов исполнительной власти субъектов федерации: министерств, управлений, комитетов, агентств, департаментов и т. п.);
  • военных: в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил, в том числе Национальной гвардии, Пограничных войск, формирований ФСБ и иных ведомств.

Часть вторая вводит тот же экстерриториальный принцип, что и при военной службе по призыву. То есть в общем случае АГС проходят не в родном регионе. И только в особых ситуациях, когда по какой-то причине перемещение призывника в другой регион невозможно, отдельным решением уполномоченного органа разрешается прохождение АГС в родном регионе. Но на практике этот принцип при АГС соблюдается все же не так строго, как в случае с классической военной службой.

Третья часть ограничивает и без того скромные возможности АГС для представителей коренных малочисленных народов. Мало того, что им базово нужно вести традиционный образ жизни (что с каждым годом все менее реально), так даже и АГС они проходят только в организациях, «осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами» коренных народов.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Но в статье не сказано, что именно того народа, к которому относится конкретный призывник. Так что, по идее, юный камчадал может развивать традиционное хозяйство абазинов – и наоборот. Тем более что такое пересечение культур укладывается в экстерриториальный принцип.

Четвертая статья устанавливает еще несколько важных ограничений альтернативки:

  • АГС не должна мешать трудоустройству в эту организацию в общем порядке, а также не должна изменять (ухудшать) положение уже работающих там лиц. То есть – переведем: призывник может пойти по АГС в учреждение, только если оно на вот эту вот конкретную должность не может никого найти обычным способом. Очевидно, для парней по АГС останутся наименее привлекательные должности.
  • Место и должность для прохождения АГС призывнику выбирает призывная комиссия. При этом она должна учитывать характеристики призывника: состояние его здоровья, уровень образования, имеющуюся специальности и квалификацию по ней, опыт предыдущей работы, семейное положение. Со стороны учреждения учитывают его потребность в трудовых ресурсах, то есть открытые вакансии.
Альтернативная гражданская служба
Региональные психоневрологические диспансеры и интернаты – частый пример учреждений, в которых имеются вакансии для альтернативной гражданской службы. На фото – Тульский ПНД до ремонта в конце 2019 – начале 2020 года.

Конкретный перечень видов работ, профессий и должностей для АГС и перечень учреждений, где ее можно пройти, утверждаются одним приказом профильного министерства (труда или труда и социального развития). Перечни идут приложениями к этому приказу: сначала (№ 1) – перечень видов работ, потом (№ 2) – организаций.

Сейчас действует приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 февраля 2023 года № 96н (зарегистрирован Министерством юстиции 24 марта 2023 года за № 72694). Об этом приказе, о профессиях и учреждениях, где можно пройти АГС, мы подробно расскажем в отдельном материале нашего блога.

Организация АГС и ответственность

Шестая статья, описывающая организацию АГС, во многом формальна. Она разводит полномочия по управленческим уровням, и призывнику полезно знать, наверное, что делает региональный и местный уровень. Органы исполнительной власти региона:

  • формируют сводные по своему региону списки профессий и должностей, а также организаций, и подают их в Министерство труда и социальной защиты;
  • ведут учет подведомственных себе учреждений, где можно пройти АГС;
  • направляют в Министерство труда и социальной защиты сведения о гражданах, прибывших в подведомственные учреждения для прохождения АГС;
  • ведут учет таких граждан и осуществляют их социально-бытовое обеспечение (жилье, питание, при необходимости – вещевое и иное довольствие).

Организации, в которых можно пройти АГС, делают примерно то же самое:

  • формируют списки вакансий, которые хотели бы закрыть по АГС, и подают их в региональное ведомство в сфере труда или в Министерства труда и соцзащиты;
  • заключают срочные трудовые договоры с призывниками на АГС и прекращают их по истечении срока альтернативной гражданской службы;
  • при необходимости проводят профессиональное обучение срочников на АГС;
  • контролирует исполнение ими трудовых обязанностей, реагируют на нарушение трудовой дисциплины и на ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

Седьмая статья предусматривает ответственность для должностных лиц за:

  • незаконное направление на АГС вместо военной службы по призыву;
  • способствование уклонению от надлежащего прохождения АГС (например, призывник оформлен в штат организации, а фактически там не работает);
  • препятствование надлежащему прохождению АГС;
  • ненадлежащее обеспечение прохождения гражданами АГС.

Ответственность распространяется на членов призывных комиссий, соответствующих федеральных и региональных чиновников, а также задействованных в организации АГС сотрудников муниципалитетов и учреждений, в которых можно пройти АГС. АГС финансируется из федерального бюджета и из средств соответствующей организации (она платит призывнику зарплату, как и остальным сотрудникам).

Теоретически закон не исключает возможности прохождения АГС взамен военной службы в случае военного времени, военного положения, в период мобилизации. При этом закон не определяет порядка АГС в таких условиях, а лишь туманно отсылает к неопределенным федеральным и даже федеральным конституционным законам, не говоря уж о подзаконных актах.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Однако нам известен как минимум один случай, когда призванный по мобилизации через суд отстоял свое право на альтернативную гражданскую службу.

Как быть и что делать призывнику

Прежде всего, внимательно изучить условия, на которых возможна АГС. Поначалу, пока о ней имеется только самая общая информация, она может показаться привлекательной: и служба идет, и военный билет будет, и работа есть, и стаж набегает, и даже зарплату платят. Как будто бы откосил – только по закону. Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что даже добиться замены на АГС совсем непросто.

Мы всегда советовали и советуем и сейчас рассматривать альтернативную гражданскую службу как крайний вариант не попасть в воинскую часть. Сначала – традиционные способы: отсрочки (учебными даже после изменения призывного возраста может будет закрыть все девять лет), освобождение по состоянию здоровья с категорией годности «В». И только если никаких перспектив в этих направлениях нет, а именно военная служба по призыву крайне нежелательна, имеет смысл добиваться ее замены на АГС.

В любом случае, трезво оценивайте свои силы и знания. Сможете ли вы самостоятельно справиться с этой ситуацией? Если нет – а это совершенно нормально – не теряйте время, а сразу обращайтесь к специалистам.

Записывайте к нам на бесплатную консультацию, чтобы получить базовое понимание ситуации. Заключайте с нами договор, по которому мы обеспечим юридическое сопровождение и защиту ваших прав и законных интересов.

Эта статья была полезной?
Нет
Так себе
Не знаю
Вполне
Да!
Оценка пользователей: 4.6 на основе 80 голосов
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Помогаем призывникам добиться освобождения от службы в армии на законных основаниях.
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Сопровождаем призывника в военкоматах и помогаем пройти призывные мероприятия
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Работаем до фактического получения призывником военного билета или отсрочки от армии
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Обеспечиваем полную юридическую безопасность призывника

Перезвоним и ответим на ваши вопросы

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.