Законодательные основы воинской обязанности и призыва. Часть вторая. Подзаконные акты (положения)

Продолжаем нашу подборку законодательных актов, лежащих в основе воинской обязанности и призыва. В первой части мы говорили о Конституции Российской Федерации и пяти федеральных законах. Общий […]

Продолжаем нашу подборку законодательных актов, лежащих в основе воинской обязанности и призыва. В первой части мы говорили о Конституции Российской Федерации и пяти федеральных законах.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Сейчас мы расскажем о четырех подзаконных актах – положениях, принятых указами Президента или постановлениями Правительства. Положения не имеют собственных номеров, они являются неотъемлемыми приложениями к соответствующим указам и постановлениям.

Общий перечень законодательных актов о воинской обязанности и призыве

Для полноты картины повторим общий перечень профильных законодательных актов. Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Ею установлены принципиальные основы оборонной и любой другой федеральной государственной политики. Следующий уровень составляют федеральные законы. Их принимает Государственная Дума, одобряет Совет Федерации и подписывает Президент. В первой части этого материалы мы рассмотрели такие ФЗ:

  • «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ;
  • «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ;
  • «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ;
  • «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ;
  • «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ.

Третий и последний уровень – подзаконные акты, уточняющие и конкретизирующие отдельные положения федеральных законов. Ниже мы рассмотрим следующие из них:

  • О военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства от 4 июля 2013 года № 565);
  • О призыве на военную службу граждан РФ (утверждено постановлением Правительства от 11 ноября 2006 года № 663);
  • О воинском учете (утверждено постановлением Правительства от 27 ноября 2006 года № 719);
  • О военных комиссариатах (утверждено соответствующим указом Президента от 7 декабря 2012 года № 1609);
  • О порядке прохождения военной службы (утверждено указом Президента «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года № 1237);
  • О порядке прохождения альтернативной гражданской службы (утверждено постановлением Правительства от 28 мая 2004 года № 256);
  • О проведении военных сборов (утверждено постановлением Правительства «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» от 29 мая 2006 года № 333);
  • указ Президента от 2 марта 2022 года № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ» и связанное с ним по смыслу постановление Правительства от 28 марта 2022 года № 490.

Наша подборка включает важнейшие для призывников и солдат-срочников законы и подзаконные акты. Этот список неполный, мы не старались включить в него все правовые акты, так или иначе касающиеся обороны, военной или военно-технической сферы.

Законодательные основы воинской обязанности и призыва. Часть вторая. Подзаконные акты (положения)
Оборотная сторона знамени Вооруженных Сил Российской Федерации.

Положение о военно-врачебной экспертизе

утверждено постановлением Правительства от 4 июля 2013 года № 565

Безусловно, это самый важный для призывников документ, потому что он описывает состояние здоровья, с которым молодой человек физически способен нести военную службу. Положение состоит из 122 пунктов в 11 разделах, а также двух приложений. Из 11 разделов для призывников важнее всего следующие три:

  • второй – «Обследование и освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу» (18 пунктов с 13 по 22), это раздел очень полезно изучить еще до постановки на первичный учет;
  • седьмой – «Обследование и освидетельствование граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу» (пять пунктов с 79 по 83);
  • десятый – «Проведение военно-врачебной экспертизы граждан по результатам независимой военно-врачебной экспертизы» (три пункта со 101 по 103).

Крайне важны для призывников приложение № 1 к настоящему Положению, состоящее из двух частей и четырех таблиц. Первая часть – «Общие положения», которые описывают структуру и правила чтения второй части – Расписания болезней. Ему у нас посвящены отдельные подробные материалы. Таблицы содержат дополнительные требования:

  • первая – рост, масса, острота и качество зрения, острота слуха, ряд патологий применительно к службе в конкретных видах войск и подразделениях;
  • вторая – соотношение роста и массы тела в норме и при нарушениях питания;
  • третья – показатели степеней дыхательной (легочной) недостаточности;
  • четвертая – оценка амплитуды движений в суставах (в угловых градусах).

Кроме того, поясним значение ключевых для военно-врачебной экспертизы терминов: «медицинское обследование» и «медицинское освидетельствование». Обследование – это изучение состояние здоровья, например, призывника, проводимое в условиях медицинского учреждения, часто в стационаре, с использованием инструментальных и лабораторных методов функциональной диагностики.

Освидетельствование – это, по сути, сличение результатов обследования и других данных в медицинских документах с Расписанием болезней и дополнительными таблицами. При обследовании получают новые данные о состоянии здоровья, при освидетельствовании только интерпретируют старые, подтвердить или опровергнуть заболевание не могут. А могут разве что измерить массу, рост, артериальное давление, остроту слуха и зрения, то есть собрать базовые количественные характеристики.

Положение о призыве на военную службу граждан РФ

утверждено постановлением Правительства от 11 ноября 2006 года № 663

Еще один очень важный документ, описывающий процедуру проведения всех мероприятий в рамках призывной кампании. Положение состоит из 47 пунктов в трех разделах и из пяти приложений. Практически вся информация, важная для призывников, собрана в основном втором разделе «Порядок призыва на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе». В 43 пунктах (со 2 по 33) перечислены нормы касаемо:

  • организации призыва, полномочий военкоматов, призывных комиссий, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов федерации;
  • контрольных сроков и графиков реализации мероприятий призывной кампании;
  • вручения призывникам повесток, контроля их явки и розыска не явившихся;
  • проведения освидетельствования, выдачи направлений на обследование;
  • содержания решений призывных комиссий, списка документов, подтверждающих право призывника на отсрочку или освобождение от службы в армии;
  • порядка деятельности сборных пунктов, убытия с них срочников и многого другого.

Пять приложений к Положению содержат установленные формы документов:

  • первое – лицевой и обратной сторон повестки на различные мероприятия, связанные с призывом (форма одна, нужное мероприятие подчеркивают);
  • второе – направления на дополнительное медицинское обследование;
  • третье – справки об обучении по программе среднего общего образования (для совершеннолетних школьников в порядке пунктов г) и г1) части второй статьи 24 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);
  • четвертое – справки об обучении в колледже (среднее специальное образование) или институте, университете, академии (высшее специальной образование);
  • пятое – справки об обучении в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке.

Третий раздел (три пункта с 34 по 36) описывает «Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований» – то есть, в просторечии, уклонистов, не имеющих права на военный билет.

Положение о воинском учете

утверждено постановлением Правительства от 27 ноября 2006 года № 719

Еще один ключевой подзаконный акт, который касается всех призывников. Документ состоит из 55 пунктов в 11 разделах, а также включает 11 приложений с перечнями и утвержденными формами различных документов. Перечислим важнейшие разделы:

  • четвертый – «Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет» включает единственный огромный пункт 34 и содержит буквально все детали: контрольные сроки, ответственные учреждения, документы, приобщаемые в виде копий к личным делам призывников, цели и задачи первоначальной постановки;
  • восьмой – «Документы воинского учета» включает два пункта (48 и 49) и содержит общую информацию об обращении с документами воинского учета;
  • девятый – «Обязанности граждан по воинскому учету» включает четыре пункта (с 50 по 53), особое внимание нужно уделить основному, 50-му пункту.

Перечислим также приложения к Положению о воинском учете:

  • первое – Перечень военно-учетных специальностей;
  • второе – форма воинского учета военнообязанных по месту их работы;
  • третье – форма заявления о постановке на воинский учет;
  • четвертое – форма перечня органов местного самоуправления, ведущих первичных воинский учет (прежде всего в малых населенных пунктах, где нет собственного территориального отдела военного комиссариата);
  • пятое – сведения о военнообязанном для внесения в документы воинского учета;
  • шестое – форма списка граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в текущем году;
  • седьмое – форма анкеты на юношу, заполняемая в учебном заведении для приобщения к документам воинского учета;
  • восьмое – форма повестки для вызова на мероприятия первоначальной постановки на воинской учет (лицевая и оборотная стороны);
  • девятое – форма направления на медицинское обследование;
  • десятое – форма извещения о направлении на медицинское обследование или лечение;
  • одиннадцатое – форма акта сверки данных воинского учета призывников.

Положение о воинском учете – документ не только очень важный, но и тщательно проработанный. В отличие от практически всех остальных законов и положений, ни один из его 55 пунктов не утратил силу за более чем пятнадцать лет его действия, в него не добавили ни одного пункта, нумеруемого по образцу 13.1 или 28.3.

То есть количество пунктов равно номеру последнего из них. Если вы обратите внимание, то заметите, что во многих других актах пунктов 43, но последний имеет номер только 33. Это именно потому, что после принятия акта в него добавили новые нормы с номерами типа 30.2, чтобы не перенумеровывать все пункты заново. Имейте это также в виду.

Указ Президента и Положение об отсрочках для IT-специалистов

Указ Президента от 2 марта 2022 года № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ» впервые с 2008 года ввел новую президентскую отсрочку для мужчин призывного возраста, работающих в сфере информационных технологий. Еще раз процитируем вторую часть этого указа:

«Предоставлять гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на получение указанной отсрочки, и порядок предоставление этого права определяются Правительством Российской Федерации».

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Порядок предоставления отсрочки прописан в Правилах предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам РФ, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Правила являются приложением к утвердившему их постановлению Правительства от 28 марта 2022 года № 490.

Основные положения:

  • для получения отсрочки призывник должен работать полный рабочий день строго по трудовому договору в организации, аккредитованной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифре);
  • на работу он должен устроиться или в течение года после окончания вуза по одной из 75 специальностей, перечисленных в приложении к Правилам, либо уже работать не менее 11 месяцев в году, предшествующем году призыва;
  • в случае увольнения из аккредитованной организации призывник теряет право на отсрочку; об этом должностное лицо, ответственное за воинский учет, обязано сообщить в военкомат в течение двух недель после увольнения.

Максимально подробно все аспекты новой президентской отсрочки мы разобрали в большой предыдущей статье. В еще более ранней статье мы также проанализировали слабые места и возможные изъяны этой инициативы. Сейчас остается дождаться только списка аккредитованных организаций, который должно подготовить Минцифры.

Что делать и как быть призывнику 

Прежде всего, конечно, заранее изучать действующее законодательство, чтобы знать свои права и понимать, как их можно защитить. И здесь нужно обратить внимание на то, что комплекс правовых норм вокруг какого-то вопроса очень часто не сконцентрирован в одном законодательном акте, а разнесен не только по нескольким федеральным законам или подзаконным актам, но и по двум этим уровням действующего законодательства.

Почему так происходит? Перечислим причины, которые сразу приходят в голову:

  • норм просто очень много, удобно и логично уместить их в законе не получится, приходится более конкретные и детальные спускать на уровень положений;
  • нормы, непосредственно описывающие процедуру, содержат специальные понятия, требующие профильной подготовки силами конкретных ведомств;
  • конкретные детальные нормы зависят от изменяющейся ситуации в стране и мире, поэтому их быстрее и проще адаптировать в формате подзаконных актов;
  • непосредственные детали вообще не имеют нормативного характера, а связаны с констатацией реальности (например, списки аккредитованных Минцифрой фирм);
  • закон нужно принять прямо сейчас, чтобы зафиксировать принципиальную правовую позицию, а для разработки деталей требуется несколько месяцев.

Наконец, наверняка имеет место и намеренное усложнение системы действующего законодательства, чтобы рядовому гражданину без предварительной подготовки было бы трудно разобраться не только в порой весьма специфическом тексте подзаконных актов и федеральных законов, но и в самом их хитросплетении. Конечно, это не главная и не самая распространенная причина рассредоточенности связанных правовых норм по разным документам, но ее нельзя не учитывать.

Поэтому не затягивайте с изучением правовых основ воинской обязанности и призыва на военную службу. Чем раньше вы начнете читать все эти законы и положения, тем больше будет у вас времени, чтобы разобраться во всем, вникнуть, понять, уточнить, перечитать. Или хотя бы вы как можно раньше поймете, что самостоятельно осилить продукты нормотворческой деятельности вы не способны, и вам нужна профессиональная помощь.

В этом случае также не тяните время, а сразу же обращайтесь к специалистам. Чем быстрее вы это сделаете, тем нам как специалистам будет проще и быстрее работать, чтобы вам помочь. Тем быстрее вы решите свою проблему и получите законное освобождение от призыва. И, конечно, тем доступнее для вас будут наши услуги. Для начала вообще можно просто записаться к нам на бесплатную консультацию.

На ней наши юристы дадут вам базовые сведения по вашей проблеме, ответят на ваши вопросы и вы, как минимум, успокоитесь. И уже в спокойном состоянии можете заключить с нами договора на полное юридическое сопровождение вашего взаимодействия с военкоматом. Мы поможем собрать документы, составим и отправим заявления, обжалуем незаконные решения и защитим ваши права и интересы.

Эта статья была полезной?
Нет
Так себе
Не знаю
Вполне
Да!
Оценка пользователей: 4.6 на основе 61 голосов
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Помогаем призывникам добиться освобождения от службы в армии на законных основаниях.
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Сопровождаем призывника в военкоматах и помогаем пройти призывные мероприятия
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Работаем до фактического получения призывником военного билета или отсрочки от армии
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Обеспечиваем полную юридическую безопасность призывника

Перезвоним и ответим на ваши вопросы

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.