Буквально на днях мы выложили в нашем блоге статью об электронных повестках, сообщение о которых, сделанное представителем Генерального Штаба Цимлянским, наделало немало шума.
Теперь это заявление предстает в совершенно ином качестве: 11 апреля Государственная Дума приняла закон о соответствующих изменений в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ. И вместе с электронными повестками было принято еще множество других изменений, существенно ухудшающих положение не только призывников, но и вообще всех военнообязанных, включая тех, что находится в запасе.
С тех пор сменилось несколько законов о воинской обязанности, но из одного в другой переходило железное правило: повестки должны вручаться призывнику лично под его роспись на отрывном корешке. Никакие другие способы ни к чему его не обязывают. Понятно, что такой порядок не устраивал военкоматы, особенно после их оптимизации, то есть сокращения штатов.
Носить повестки по адресам, да еще когда не факт, что призывник живет именно там, было долго и неудобно. Что ж, теперь это в прошлом. Разберем, как же это все устроено теперь.
Краткая история изменений
Впервые идея упростить военкоматам вручение повесток получила законодательное оформление еще в 2018 году. Тогда в Государственную Думу был внесен законопроект 361804-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу)», о котором у нас выходил отдельный материал.
В первой редакции проекта предлагалось пересылать повестки заказным письмом через «Почту России» и передавать их третьим лицам: родственникам, представителям призывника по доверенности. Тогда законопроект благополучно заглох на стадии первого чтения.
Но в 2022 году, на фоне специальной военной операции, интерес к нему вернулся, он дошел даже до второго чтения, утратив, правда, самую одиозную норму о передаче повесток через третьих лиц. Тогда он вызвал широкий общественный резонанс.
Поправки справедливо критиковали за их абсурдность с точки зрения правовой логики и просто здравого смысла. Законопроект прошел второе чтение и снова завис в Госдуме, однако отозван так и не был.
И вот теперь – третий акт. Пятого апреля на сайте Госдумы появляется протокол заседания ее Совета, утвердившего план работы. В нем предусмотрено возвращение этого законопроекта на стадию второго чтения, на которой в него можно внести изменения. Шестого апреля это возвращение происходит, о чем есть запись на странице проекта в Системе обеспечения законодательной деятельности. 11-го апреля законопроект принимают сразу во втором и третьем чтении и направляют в Совет Федерации.
По всей видимости, это одобрения произойдет уже 12-го апреля, и до конца недели закон подпишет президент, а потом текст будет обнародован (официально опубликован).
Изменение статьи 4-ой 53-ФЗ
Новая редакция включает следующие нормы:
- во всех пунктах появляется дополнение о том, что повестки или вызовы военных комиссариатов могут быть также в электронной форме, а также о том, что учреждения могут отвечать на запросы военкоматов в электронной форме;
- двухнедельный срок, в течение которого работодатель должен сообщать в военкомат об изменении данных воинского учета наемного работника, сокращается до пятидневного (не указано, дни календарные или рабочие);
- двухнедельный срок, в течение которого работодатель должен сообщать в военкомат о наличии сотрудника, не состоящего, но должного состоять на воинском учете, сокращается до трех дней (календарных или рабочих?);
- часть первая статьи четвертой дополняется абзацем: «Военные комиссариаты направляют вызовы (повестки) в организации в отношении граждан – работников таких организаций в письменной и (или) электронной форме»;
При этом различные органы государственного управления теперь обязаны не направлять в двухнедельный срок военкоматам информацию в пределах своей компетенции, а передавать ее в электронной форме, вероятно, немедленно по выявлении, потому что упоминания двухнедельных сроков в новой редакции статьи почти везде убраны.
Перечень уполномоченных органов
Изменился перечень таких органов. В действующей редакции к ним относились полиция, загсы, органы дознания и предварительного следствия, федеральные суды, бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы). В новой редакции список следующий:
- полиция (органы внутренних дел) – без функциональных изменений;
- Федеральная налоговая служба – ей переданы обязанности загсов сообщать военкоматам об изменениях гражданского состояния военнообязанных;
- органы дознания и предварительного следствия (отделы дознания районных отделов полиции, следственные отделы, управления и главные управления МВД и Следственного комитета, следственные подразделения Федеральной службы безопасности) – без функциональных изменений;
- федеральные суды (на практике – прежде всего районные – первой инстанции и субъектов федерации – второй инстанции) – без функциональных изменений;
- Фонд пенсионного и социального страхования – ему переданы обязанности бюро СМЭ сообщать военкоматам о признании военнообязанных инвалидами.
Добавлены новые органы управления и учреждения, не имеющие аналогов в прежней редакции закона; им определены следующие обязанности:
- органы власти субъектов федерации (региональные) и медицинские организации должны сообщать военкоматам сведения о состоянии здоровья призывников;
- Центральная избирательная комиссия (ЦИК) должна передавать данные о военнообязанных, избранных депутатами или главами муниципалитетов либо зарегистрированных кандидатами на эти должности, А ТАКЖЕ предоставлять сведения о военнообязанных избирателях и участниках референдумов;
- вузы и научные организации обязаны предоставлять сведения о студентах, аспирантах, учащихся ординатуры и ассистентуры-стажировки очной формы;
- Министерство просвещения и аналогичные ему региональные органы должны сообщать военкоматам об учащихся колледжей очной формы обучения и о совершеннолетних школьниках (об отсрочках для них у нас есть материал);
- в свою очередь, органам управления образованием такие данные должны направлять образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, колледжи.
Дополнительные моменты
И в конце – коронная формулировка: «Федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и организации обязаны предоставлять иные сведения, необходимые для ведения воинского учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
То есть теперь Правительство обычным постановлением, а то и распоряжением может обязать любую государственную структуру передавать военкоматам практически любые сведения о военнообязанных. Потому что перечень данных, необходимых для воинского учета, также определяется постановлением Правительства и меняется очень просто.
В качестве электронного ресурса, через который военкоматы передают повестки (вызовы) гражданам, устанавливается Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) («Госуслуги»).
Для обмена информацией между органами управления и организациями новый закон предлагает использовать государственный информационный ресурс «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете», сокращенно — «Реестр воинского учета».
Собственно, именно его и разрабатывали для военкоматов в рамках программы их цифровизации. Утром 12 апреля главы Минцифры Максут Шадаев заявил, что ресурс еще не совсем готов и в полной мере заработает только с осеннего призыва.
Но готовность военкоматов к его применению, отраженная в заявлении того же Цимлянского, говорит о том, что степени готовности ресурса достаточно для его полноценного применения.
Введение новой статьи 7.1
Новая статья предусматривает такие меры:
- с даты получение военнообязанным повестки и до их явки по ней в военкомат им запрещается выезд из страны; решение об этом формируется автоматически на Реестре воинского учета,подписывается электронной подписью военного комиссара и направляется в личный кабинете гражданина на «Госуслугах»;
- в течение трех суток со дня получения повестки гражданам на «Госуслуги» приходит предупреждение о том, что если они не явятся по повестке в течение 20 суток со дня, в ней указанного, то к ним применят обеспечительные меры; это предупреждение также формируется в Реестре воинского учета.
Обеспечительные меры («временные меры, направленные на обеспечение явки») включают существенные ограничения и поражения в гражданских правах, а именно:
- запрет на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход);
- запрет на регистрацию права собственности на недвижимость и сделки с ней (не получится продать, обменять, купить, унаследовать квартиру, дом, землю и т. п.);
- ограничение на пользование правом на управление транспортным средством – то есть фактически, лишение водительских прав;
- запрет на государственную регистрацию транспортных средств: купить машину человек сможет, но перерегистрировать ее на себя в ГАИ-ГИБДД уже нет;
- отказа в получении кредитов и займов, неважно, где: в банке, микрокредитной организации, у частного лица – если только без договора, то есть без гарантий.
Связанные законы и органы управления
Данный фрагмент нового закона ссылается на три других федеральных правовых акта:
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ;
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 218-ФЗ;
- Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ.
Решение о принятии вышеперечисленных мер формируется в Реестре воинского учета автоматически и подписывается электронной подписью военного комиссара. Оно направляется в личный кабинет гражданина на «Госуслугах», а также во все органы управления, регулирующими вышеперечисленные функции, а именно:
- в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- в Федеральную налоговую службу (ФНС);
- в органы внутренних дел (полицию, подразделения ГАИ-ГИБДД).
Не совсем понятно, как будет реализовываться отказ в получении кредитов и займов. Вероятно, он будет проставлен в тех же Госуслугах или в базе Федеральной налоговой службы так, что его увидят банки и другие кредитные организации.
Дополнительные моменты
В течение суток после явки гражданина по повестке в военкомат или в случае подтверждения уважительных причин неявки обеспечительные меры снимаются. Все происходит в том же автоматическом режиме в Реестре воинского учета. Электронная подпись военного комиссара, рассылка решения об отмене временных мер по всем вышеперечисленным учреждениям, отправка решения в личный кабинет «Госуслуг».
Казалось бы, и так уклонистов обложили достаточно. Но нет – седьмая часть новой статьи дает право региональным органам власти вводить дополнительные ограничения (временные меры) «в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций», установленных региональным законодательством. То есть или иди в военкомат, или сиди без денег. Так сказать, выбор за вами.
Ну и восьмая часть скромно разрешает обжаловать решение о применении временным обеспечительных мер в порядке нового раздела пять-один, также введенного в рамках этих поправок. О нем расскажем в следующей части нашего разбора.
Что делать и как быть призывнику
Первое и главное – готовиться к тому, что уже весенний призыв продолжится по новым правилам. Представители властей заявляют, что до осеннего призыва все будет по-старому, но из текста закона следует совершенно иное.
Закон вступает в силу с момента его официального опубликования, скорее всего, это случится уже на этой неделе. Закон предусматривает использование цифровых технологий в меру фактической возможности, однако не стоит рассчитывать, что Реестр воинского учета еще не доделан до конца.
Ситуация с повестками осложняется до крайности, подробнее об этом мы еще расскажем в следующей части нашего разбора. По сути, явка в военкомат становится в рамках закона практически неизбежной, если только не скрываться от нее. Поэтому сосредоточьте все внимание на основаниях для отсрочки или освобождения.
Отсрочки чаще всего и проще всего получить по учебе в вузе или колледже, освобождение – по состоянию здоровья (категория годности «В»). Обо всем этом мы много и подробно писали в нашем блоге.
Если старая (пока еще действующая последние дни) редакция закона о воинской обязанности уже более-менее знакома, новые поправки мало того что невероятно объемны (вводится целый новый раздел пять-один), так еще и изложены очень тяжелым слогом. Поэтому разбираться с ними непрофессионалу может быть непросто.
Честно говоря, и профессионалу еще придется потратить не один час на их изучение. Поэтому воспринимайте неспособность справиться самостоятельно как норму.
В таких условиях профессиональная поддержка действительно необходима. Не можете сами – обращайтесь к специалистам. Записывайтесь к нам на бесплатную консультацию, на которой мы в общем и целом объясним вам, что происходит в сфере воинской обязанности.
А если вы заключите договор, мы обеспечим правовое сопровождение вашего взаимодействия с военкоматом, поможем собрать нужные документы, обжалуем незаконные решения, защитим ваши права и законные интересы, в том числе в суде.