Все изменения внесены в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ. Здесь мы обобщим введенные в наш основной правовой акт изменения и прокомментируем их применительно к призывникам и призыву.
Сейчас это федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14 апреля 2023 года № 127-ФЗ. Но еще в начале апреля он был только законопроектом 361804-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу).
У этого законопроекта долгая и сложная история. В Государственную Думу он был внесен еще в январе 2018 года и даже прошел первое чтение. Потом он уснул в думских кабинетах до 2022 года, когда на волне специальной военной операции прошел второе чтение, но под напором общественности снова был заморожен. В прошлом году мы делали подробный разбор той, старой редакции законопроекта.
Теперь он не просто принят, но и радикально переписан: расширен до 56 страниц текста и дополнен самой громкой нормой из другого проекта федерального закона – 11599-8, отменявшей необходимость для вчерашних школьников перед переходом на контракт отслужить по призыву хотя бы три месяца. Законопроект 11599-8 был принят 14 июля 2022 года (№ 278-ФЗ), но без вот этой громкой нормы.
Утрата повестками правового смысла
Собственно, это главное изменение. С советских времен действовал принцип: сначала призывнику вручают лично под роспись повестку, потом и только вследствие этого у него возникает обязанность явки в военкомат.
Нет повестки лично в руки под роспись – призывник не обязан идти в военкомат. И ничто не запрещало ему жить так, чтобы вручение ему повестки было бы фактически невозможным.
Подобная ситуация злила военкоматы давно. Многие, конечно, являлись и по повесткам, брошенным в почтовый ящик, и даже по звонку, особенно если суровый голос грозил уголовной ответственностью за уклонение, но было немало и грамотных призывников. С другой стороны, оптимизация военкоматов (сокращение их количества и их штатов) действительно крайне осложняла полноценное вручение повесток по закону.
И вот теперь новая редакция статьи 31 предусматривает следующие способы вручения:
- лично в руки – только кадровиками по месту работы и учебы, сотрудники военкоматов больше так напрягаться не собираются;
- заказным письмом с уведомлением о вручении через ФГУП «Почта России»;
- в электронном виде в личном кабинете гражданина на портале «Госуслуги».
Кстати, удалять аккаунт там бесполезно. Можете удалить, если вам так будет спокойнее, но это ничем не поможет, потому что факт получения вами повестки даже в электронном виде никого больше не волнует. Отказ от ее получения приравнивается к вручению. А еще повестка размещается в цифровом Реестре повесток, висит там семь календарных дней и по их истечении считается врученной, даже если вы о ней вообще не подозреваете.
Таким образом, повестка утрачивает свой правовой смысл и превращается, по сути, в юридическую фикцию. Сам факт ее вручения больше не имеет правового значения.
Обеспечительные меры по повесткам
Они вводятся новой статьей 7.1 «Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата». Эти меры можно разделить на три категории.
Первая начинает действовать с момента размещения на «Госуслугах» цифровой повестки:
- сразу же с этого момента и до даты явки по повестке призывнику запрещается выезд из России, эта информация передается в профильные ведомства;
- в течение трех суток после размещения электронной повестки гражданину приходит предупреждение о применении обеспечительных мер в случае неявки.
Вторая категория задействуется, если призывник не явился по повестке в течение 20 (двадцати) календарных дней с даты, которая в этой повестке указана.
То есть, если формальная дата явки 14 мая 2023 года, явиться призывник должен до 2 июня. Иначе заработают следующие меры – фактически поражение в гражданских правах:
- запрет на регистрацию самозанятости и индивидуального предпринимательства (при этом пока формулировка закона никак не ограничивает деятельность ранее зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и самозанятых);
- запрет на регистрацию прав на недвижимость и сделок с ними (купля-продажа, наследование и т. п., можно будет разве что заключить договор аренды жилья);
- фактически лишение водительских прав, причем неважно, какой категории (сотрудник ГИБДД или ДПС просто отберет у вас водительское удостоверение);
- запрет на регистрацию транспортных средств (купить машину такой гражданин сможет, но переоформить ее в ГАИ не выйдет, как и поменять двигатель);
- запрет на получение кредитов и займов: выдающие их организации обязаны теперь отказывать в таких случаях; останется только занимать у знакомых.
Третья категория выполняется региональными властями. Некоторые граждане получают социальные пособия и иные подобные выплаты из регионального бюджета, на основании региональных правовых актов. Так вот эти выплаты могут быть заморожены, если получающий их призывник не является по повестке.
Все эти меры действуют до даты явки по повестке, а фактически – еще одни сутки после явки, пока данные в Реестре обновятся.
Полная цифровизация воинского учета
Все вышеперечисленные возможности обеспечены полной цифровизацией воинского учета, то есть введением в военкоматах электронных баз данных. Об этом власти говорили уже давно, но теперь это стало реальностью. Технический инструментарий определен новой редакцией статьи восьмой, а также новыми статьями 8.1, 8.2 и 8.3.
Со стороны военкоматов предусмотрено применение государственных информационных систем (ГИС), которые ведут совместно Министерство обороны (отвечает на содержание, наполнение) и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры, отвечает за техническую сторону дела). Создаются две такие ГИС:
- Реестр воинского учета – основная система. Туда заводится вся информация из документов воинского учета, все данные о призывниках, которые интересуют военкоматы. Там же отражаются все принятые решения, все сформированные повестки и другие документы, примененные обеспечительные меры, данные об обжаловании решений, о явке и неявки, с указанием причин неявки, и т. п.
- Реестр направленных (врученных) повесток. Это дополнительная система, которую создают на основе данных Реестра воинского учета. Там фиксируются сведения о повестках, дублируется их содержание и прикрепляются их электронные копии (например, отсканированные или изначально оформленные на компьютере).
Полное название Реестра воинского учета – «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете». Он аккумулирует сведения из практических всех государственных ведомств и учреждений, от Федеральной налоговой службы до медицинских организаций.
По закону они теперь обязаны в очень короткий срок (три календарных дня) передавать военкомату по его запросу необходимые данные. Причем список таких ведомств и учреждений открыт – Правительство может обязать к этому любой орган и любую организацию, федеральную, региональную, муниципальную и даже негосударственную. Все данные передаются в электронном виде через государственную систему.
Закономерное следствие такой цифровизации – разрешение ставить на воинский учет без личной явки будущего призывника. А что, все данные откуда только можно собраны – о семейном положении, состоянии здоровья, образовании и все прочем. Для чего в таких условиях военкомату нужен сам юноша? Он будет только мешать.
Процедура досудебного обжалования
Она вводится новым разделом V.1, состоящим из пяти статей (от 35.1 до 35.5). Логика следующая: гражданин вправе обжаловать принятое в отношении него решение, он может подавать жалобу сам или через своего представителя.
Обжаловать он может в судебном порядке или в административном, который новая норма называет досудебным. Можно выбирать, куда обращаться:
- если в суд (районный, общей юрисдикции, по месту жительства гражданина, подающего жалобу), то процедура определяется Кодексом административного судопроизводства (федеральный закон от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ);
- если в досудебном порядке – то в призывную комиссию субъекта федерации в порядке, определенном новыми статьями.
Обжаловать в досудебном порядке можно следующие решения районного уровня:
- о применении к гражданину обеспечительных мер;
- об отказе вносить изменения в Реестр воинского учета по заявлению гражданина;
- о постановке на воинский учет, о зачислении в запас или об освобождении от исполнения воинской обязанности;
- все решения призывной комиссии (районного уровня), предусмотренные частью первой статьи 28 профильного закона.
Жалоба подается в электронном виде через «Госуслуги» или в бумажном через МФЦ. Электронные жалобы рассматривают пять календарных дней, бумажные – семь.
Отдельно отмечено, что «жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц военного комиссариата, призывной комиссии, комиссии по постановке граждан на воинский учет, либо членов их семей».
Это является одним из оснований отказа в приеме жалобы, наряду с ее отзывом самим гражданином или дублирующим характером (ранее уже подавалась жалоба по тем же основаниям или же она уже было отклонена).
Региональная призывная комиссия субъекта федерации по итогам рассмотрения жалобы принимает одно из трех решений:
- отказывает в удовлетворении (оставляет без удовлетворения): в таком случае оспариваемое решение вступает в силу и подлежит исполнению;
- просто отменяет обжалуемое решение, взамен которого районная призывная комиссия должна принять новое, теперь уже законное решение;
- отменяет обжалуемое решение и одновременно принимает собственное, не передавая материалы обратно на районный уровень.
Переход на контракт для всех желающих
Это самое сомнительное изменение. С одной стороны, оно вроде как не касается призывников, а относится уже к солдатам-срочникам. Да и многим не кажется чем-то особенным.
С другой стороны, то, как именно оно было проведено, демонстрирует определенный стиль законодательной техники.
В законе о поправках прямым текстом по этому вопросу не сказано ничего, только пара пунктов утрачивают силу, а в третьем меняют одни слова на другие. Без сличения двух текстов понять невозможно.
Ранее 34-ая статья говорила, что срочники могут перейти на контракт двумя путями:
- если солдат получил до призыва среднее специальное или высшее профессиональное образование, то контракт он мог заключить сразу, с первого же дня службы по призыву;
- а если до призыва парень только школу закончил, то сначала ему нужно было отслужить не менее трех месяцев по призыву.
Теперь такое разделение в прошлом: заключить контракт о прохождении военной службы может любой срочник с первого же дня срочной службы. Уровень образования и возраст значения больше не имеют. При этом нельзя исключать вероятности, что такие контракты будут заключаться уже на сборных пунктах, если не сразу в районных отделах военкоматов.
Еще раз объясним, что это значит на практике. Срочники, при всех их проблемах, все-таки остаются под какой-никакой, но защитой закона. Их нельзя просто так отправить в зону боевых действий – сначала нужно готовить их не менее четырех месяцев, присвоить им военно-учетную специальность. А потом их родители будут очень нервно реагировать, если с ними что-то случится.
С контрактниками же подобных ограничений нет. А если с ними что-то произойдет, всегда можно сказать, что он сами согласились на такой риск.
Напомним, это эта норма попала в новую редакцию закона из другого законопроекта – 11599-8.
Сейчас это федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 8 статьи 18 Федерального закона “О государственной охране”» от 14 июля 2022 года № 278-ФЗ. В тот закон такая поправка в конечном итоге не попала, но и забыта не была.
Вступление изменений в силу на деле
Еще до того, как 14 апреля закон подписал президент, самые разные представители властей заявляли, что информационные системы еще не готовы, а закон вообще вступает в силу только осенью, с осенним призывом. Пытаясь понять все эти заявления, нужно четко осознавать две вещи, связанные с вступление закона в силу.
Первая вещь – нет никаких оговорок касаемо отложенного вступления в силу. Напротив, в девятой статье закона сказано прямым текстом: с момента официального опубликования. Так что закон действует уже более десяти дней. Никакие его положения не отсрочены. В этом смысле все заявления властей не имеют ни малейших правовых оснований.
Но тут вмешивается вторая вещь – фактическая степень готовности информационных систем. И тут все, кажется, неоднозначно. Существует мнение, что межведомственные базы данных готовятся всегда с большим трудом: ни одно ведомство не хочет делиться своими картотеками.
Да и в любом случае это колоссальный объем работы, который физически невозможно сделать за несколько месяцев. Учитывая, что до этого воинский учет годами велся довольно небрежно – в том числе и по вине самих граждан, на нем состоящих.
Поэтому, по всей видимости, в полной мере ни электронные повестки, ни другие цифровые решения не смогут развернуться в текущую призывную кампанию. В одних регионах (как, например, Ростовская область) живет слишком много военнообязанных, и оцифровка сведений о них требует много времени. Другим регионам требуется большое дополнительное финансирование для создания полноценных электронных баз данных.
На технические сложности цифровизации воинского учета может указывать то, что крайне немного региональных военных комиссаров заявили о готовности рассылать электронные повестки. И даже столичный военком – не в их числе. Так, утверждение московского городского военкома Максима Локтева о рассылке в тестовом режиме повесток, не имеющих юридической силы, может оказаться соответствующим действительности.
Более того, сам закон оговаривает, что нововведения реализуются в том объеме, в котором их фактически возможно реализовать.
Что делать и как быть призывнику
Сразу уточним: мы готовы давать советы только в рамках закона, каким бы узкими они ни были. Поэтому если вы решили скрываться и прятаться, мы ничем не сможем вам помочь.
А в рамках закона приходится отказаться от первого советы, который мы давали годами: не реагировать на повестки, врученные не по закону, то есть не лично вам в руки под вашу в том роспись. Теперь это не даст ничего, кроме обеспечительных мер в ваш адрес.
Остается только взаимодействовать с военкоматом и доказывать свое право не служить в армии.
В крайнем случае, почти все действия можно совершить лично, но без явки в военкомат, а в электронной форме через «Госуслуги» либо вообще через своего юриста-представителя. И касаемо права не служить в армии возможны три рабочих направления: отсрочка от призыва, освобождение от него и альтернативная гражданская служба.
В любом случае будьте готовы к сложностям – медицинским, юридическим, в конце концов, психологическим. И если вы понимаете, что самому будет трудно справиться с ними, обращайтесь к специалистам.
Например, запишитесь к нам на бесплатную консультацию, чтобы получить общее понимание своей ситуации. Затем, если мы действительно способны помочь вам в решении вашей проблемы, вы можете заключить с нами договор, в рамках которого мы защитим ваши права и интересы.