Решения военного комиссариата, не отвечающие нормам закона, нарушающие права призывников, могут быть обжалованы. Это предусмотрено не только федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, но и Конституцией, дающей право на оспаривание решений должностных лиц и на обращение к органам государственной власти и местного самоуправления.
Что такое прокуратура и какая именно вам нужна
Прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, которые осуществляют надзор за точным и единообразным соблюдением законов. Из надзорной функции прокуратуры вытекает ее функция представительства государственных, общественных интересов, а также интересов некоторых физических лиц (граждан) в суде, в том числе поддержание государственного обвинения в уголовных процессах.
Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти, но в Конституции ей посвящена статья 129в главе седьмой «Судебная власть», потому что исторически прокуратура через функцию судебного представительства и участия в следствии была тесно связана именно с судами. Организация и деятельности надзорного ведомства осуществляется на основе федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года № 2202-1.
Система надзорных органов трехзвенная: вся страна – регион – район в составе региона.
- Верхнее звено – Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с генеральным прокурором. В ее составе находится Главная военная прокуратура (на правах главного управления) во главе с главным военным прокурором.
- Среднее звено – прокуратуры субъектов федерации, а также независимые от них и не входящие в их состав окружные военные прокуратуры в военных округах и на Северном флоте, подчиняющиеся Главной военной прокуратуре.
- Нижнее звено – районные (в пределах одного муниципального района) и межрайонные (в пределах двух и более муниципальных районов) прокуратуры, а также гарнизонные военные прокуратуры в пределах субъекта федерации.
Какая именно прокуратура нужно вам для подачи жалобы на решение военкомата? Во-первых, общая, а не военная. Юрисдикция военных прокуратур распространяется только на военнослужащих, а в некоторых вопросах, связанных с социальным обеспечением, также на членов их семей. Статус военнослужащего призывник приобретает в момент поступления на сборный пункт военкомата. Пока вас не призвали – никакого отношения к вам военная прокуратура не имеет, равно как и вы к ней.
Во-вторых, вам нужна прокуратура нижнего звена, территориальная юрисдикция которой распространяется на тот район, в котором находится военный комиссариат или его районный отдел. Это может показаться нелогичным и даже, наверное, так оно и есть, но с жалобой на военный комиссариат субъекта федерации нужно идти не в прокуратуру соответствующего региона, а в прокуратуру того района, в котором находится военкомат или его главный корпус (юридический адрес), если корпуса разбросаны по районам.
На самом деле, советы обращаться в военную прокуратуру вместо обычной в интернете встречаются довольно часто. Якобы «гражданские прокуратуры» не уполномочены проводить какие-либо действия в военкоматах. И при этом в перечне оснований для жалобы – сплошь действия, которые по определению могут совершить только лица в статусе военнослужащих. Это ошибка и заблуждение. Вам нужна обычная районная прокуратура. Если вашу жалобу не принимают там – вот тогда идите в вышестоящую, то есть в прокуратуру субъекта федерации – но все равно обычную, «гражданскую».
Специфика обжалования решений в прокуратуре
Прежде всего, федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» не предусматривает обжалования решений призывной комиссии в прокуратуру. В части седьмой статьи 28 указаны только призывная комиссия субъекта федерации (то есть фактически – региональный военкомат) и суд. Однако это не означает, что у вас нет права обратиться с жалобой в органы прокуратуры – это право дано Конституцией, да и сама сущность прокуратуры – осуществлять надзор за всеми органами управления.
Другое дело, что, поскольку в профильном законе об обжаловании в прокуратуру ничего не сказано, то и обжалуемые решения не ставятся на паузу. То есть, пока прокуратура рассматривает вашу жалобу, решение военкомата (призывной комиссии), с которым вы не согласны, продолжает исполняться, независимо от его содержания. И если это решение связано с отправкой вас в армию, вы можете оказаться в воинской части прежде, чем прокуратура что-то решит. И тут возможен следующий неприятный момент.
Если обычная районная прокуратура узнает, что вы уже в армии, она может посчитать, что, поскольку вы уже военнослужащий, вы теперь находитесь в юрисдикции военной прокуратуры. Она перешлет туда вашу жалобу и материалы проверки. Гарнизонная же прокуратура справедливо возмутится: жалоба подана лицом, на момент подачи не имевшим статуса военнослужащего, по предмету, который находится в юрисдикции обычной районной прокуратуры. Которой гарнизонная и вернет жалобу с материалами.
Такое веселое перекидывание документами может повторяться еще два-три раза. Время будет идти, надзирающий прокурор будет продлевать сроки рассмотрения жалобы, а ваша проблема не то что не будет решаться, а еще и усугубится. Потому что вы уже будете служить и испытывать все связанные с этим проблемы и неудобства. Поэтому обращаться в прокуратуру имеет смысл только тогда, как решение вашего вопроса, что называется «НЕ горит» и у вас есть какой-то запас времени. Иначе лучше не рисковать.
В принципе, есть еще вариант одновременно обжалования и в прокуратуру, и в суд. Подача административного иска в суд приостановит исполнение принятого военкоматом (призывной комиссией) решения на весь срок рассмотрения жалобы. Но первое судебное заседание по вашему иску может состояться и через полтора месяца после подачи вами заявления – все зависит от загруженности суда. Прокуратура может направить военкомату предписание раньше, и оно станет еще одним вашим доказательством в суде.
Здоровый порядок обжалования в прокуратуре
Предположим, что весь процесс пройдет правильно, без вышеописанных приключений. В таком случае он должен выглядеть примерно так. Для начала вы собираете все документы, которые подтверждают вашу позицию, и делаете их копии. В прокуратуру вы идете и с копиями, и с оригиналами – первые оставите вместе с заявлением, вторые – покажете. Заявление лучше написать заранее, но если вы вообще не представляете, как это сделать, составьте его во время приема у прокурора.
Тут есть варианты. Ежедневно в течение рабочего времени посетителей принимает дежурный прокурор. Если вы не хотите ждать приемных часов других сотрудников, идите к нему. Но имейте в виду, что он сам, скорее всего, заниматься вашей жалобой не будет, а только примет ее и передаст соответствующему коллеге.
Другие варианты – обратиться сразу к прокурору района или к его заместителю или помощнику, осуществляющему надзор в профильной области. Скорее всего, на районном уровне это будет сотрудник по так называемому общему надзору (надзору за соблюдением федерального и регионального законодательства). Это надежнее, но нужно ждать приемных дней и часов.
В любом случае, заявление точно так же нужно составить в двух экземплярах. Один вы оставите в прокуратуре, другой будет у вас. На нем должны проставить сведения о приеме заявления: дату приема, входящий номер, должность и фамилию принявшего сотрудника. Заявления также вносят в журнал учета – обратите на это внимание. А дальше следите за сроками и периодически справляйтесь в прокуратуре о ходе рассмотрения.
Порядок приема обращений (а с формальной точки зрения ваши жалобы являются обращениями) и сроки рассмотрения определены внутренними нормативными актами Генеральной прокуратуры. Они обязательны для всех нижестоящих надзорных органов. Базово на рассмотрение обращения со дня его приема прокуратуре дается 15 дней, если для принятия решения не требуется дополнительных проверок.
Если они требуются, то срок увеличивается до 30 дней. Кроме того, его как минимум один раз могут продлить еще на 30 дней – и такое происходит очень часто: сотрудники районных прокуратур не успевают обрабатывать все поступающие обращения. Имейте это в виду.
Если же по срокам все получилось хорошо, то прокурор, его заместитель или помощник выносит предписание в адрес военкомата (военного комиссара) об устранении нарушения закона. У военного ведомства также есть 30 дней, чтобы исполнить предписание прокуратуры.
Эффективность обжалования в прокуратуре
Про отношение военкоматов к попыткам призывников обжаловать их решения мы подробно рассказали в одном из предыдущих материалов. Повторяться не станем, только коротко скажем, что это отношение максимально негативное. По ряду причин, в том числе сложившихся исторически, сотрудников военкоматов раздражают призывники, знающие и умеющие отстаивать свои права и законные интересы. Именно поэтому эффективность обжалования в военкомате довольно низкая.
А что в этом смысле с прокуратурой? Ведь, по идее. Это отдельное ведомство, которому должна быть более-менее безразлична реакция военкомата на попытку обжаловать его решение. На самом деле, эффективность прокурорского обжалования выше, чем через военкомат, но не настолько, чтобы считать такой механизм совершенным. Чтобы понять, почему это так, нужно представить себе, что такое современная российская прокуратура.
Это ведомство с непонятным статусом и недоработанным функционалом. Изъятие из ведения прокуратуры следствия по тяжким насильственным преступлениям превратило ее в орган власти с совершенно бумажными, кабинетными полномочиями и довольно ограниченным набором собственных мер реагирования и принуждения к исполнению закона. Что, в свою очередь, не способствовало повышению качества ее сотрудников. Поэтому ожидать чего-то особенного от прокуратуры призывнику не стоит.
Прокурор, его заместитель или помощник могут вынести определение в адрес военного комиссариата об устранении нарушений закона и даже ожидать письменного ответа от адресата о выполнении их предписаний. Но проблема в том, что прокуратура не может на основании представленных призывником документов приказать военкомату принять какое-то конкретное решение – в отличие от суда, который сделать это вправе.
Поэтому возникает такая проблема: военком, получив предписание прокуратуры, действительно принимает другое решение (единолично или посредством призывной комиссии, смотря о чем речь). Но оно по-прежнему нарушает закон, только уже по-другому. Строго формально предписание прокуратуры вроде как исполнено, только призывнику от этого легче не стало. А новое обжалование – это время и нервы. И если с нервами еще как-то можно справиться, то времени может катастрофически не хватать.
Вместе с тем, прокуратура действительно не связана с военкоматом, поэтому у нее нет весомых причин по умолчанию соглашаться с его позицией по всем вопросам. Более того, в отдельных регионах и районах между ведомствами в силу самых разных причин может существовать неприязнь, выражающаяся, в том числе, в готовности прокуратуры не только выдавать предписания, но и самой в интересах призывника обращаться в суд в некоторых случаях. Для вас такой вариант совсем неплох, но такое бывает нечасто.
Обжаловать ли призывникам решения в прокуратуре?
И снова, учитывая всю неоднозначность такого решения, мы уверенно говорим: да, обжаловать, если есть время ждать решения надзорного ведомства и реакции на него ведомства военного. Во-первых, это все равно попытка оспорить распоряжение, которое вас не устраивает. Она может оказаться успешной, и тогда вы добьетесь своего. А шансы на успех при прокурорском обжаловании все же выше, чем при военкоматовском.
Во-вторых, вы получите дополнительное доказательство для суда, если судебный иск станет все-таки неизбежным. Суд увидит, что вы испробовали все доступные вам законные способы защитить свои права, увидит кипу документов, а они в таких случаях всегда скорее полезны, чем вредны. Возможно, из-за всех этих обжалований вы пройдете дополнительное обследование, а его заключение лишним отнюдь не будет.
Другое дело, что не каждый молодой парень способен самостоятельно составить грамотное обращение в прокуратуру, а потом еще отслеживать его рассмотрение. Более чем 90 % призывников просто не ориентируются в законодательстве и инфраструктуре делопроизводства. Более половины не решаются защищать свои права по другим причинам: неуверенность, опасения сделать тем самым только хуже, психологическое неприятие из-за соответствующей обработки призывников в военкоматах.
Если в этом описании вы хотя бы отчасти узнали себя, не опускайте руки и не отдавайтесь судьбе. А обращайтесь к специалистам – они и в законах разбираются, и с практикой делопроизводства знакомы, и мантры сотрудников военкомата на них не действуют. А еще проблема, которая вам может казаться уникальной и неразрешимой, для юристов будет совершенно банальной и рядовой, потому что ровно с тем же самым – вот буквально, как под копирку, к ним только в этот день обратился еще хотя бы один юноша.
Запишитесь для начала к нам на бесплатную консультацию. На ней наш юрист ответит на ваши вопросы и даст базовые сведения, как вам нужно действовать. Если этого вам достаточно – мы желаем вам удачи. Если же вам нужна полноценная помощь – заключите с нами договор, и мы возьмем на себя юридическое сопровождение вашего общения с военкоматом и прокуратурой. Подготовим и надлежащим образом отправим все заявления и документы, добьемся законного решения и защитим ваши права.