Разбор федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Часть вторая.

Этот материал мы подготовили, потому что федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ – это ключевой нормативно-правовой акт, […]

Содержание
  1. Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
  2. Статья 23. Освобождение от призыва
  3. Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
  4. Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
  5. Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
  6. Статья 27. Состав призывной комиссии
  7. Статья 28. Обязанности призывной комиссии
  8. Статья 29. Призывная комиссия субъекта федерации РФ
  9. Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
  10. Что делать и как быть призывникам

Этот материал мы подготовили, потому что федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ – это ключевой нормативно-правовой акт, регулирующий срочную службу по призыву. В своих статьях в блоге мы постоянно советуем призывникам и их родителям изучать этот документ.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Вместе с тем мы понимаем, что некоторые его положения очень тяжело понять человеку, не имеющему юридической подготовки. Поэтому в данном разборе мы изложили более простым и понятным слогом самые важные для призывников статьи профильного закона.

В первой части мы говорили о статьях первой, четвертой, пятой (один) и седьмой, входящих в первый раздел «Общие положения», а также о втором разделе «Воинский учет», объединяющем статьи восьмую, девятую и десятую. В этой, второй части мы сосредоточимся на четвертом разделе «Призыв граждан на военную службу». В него входит девять статей, с 22-ой по 21-ую (30-ая утратила силу).

Рекомендуем прочитать
Разбор федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Часть первая.
Что такое воинская обязанность. Медицинское освидетельствование. Ответственность и обязанность граждан. Организация воинского учета. Первоначальная постановка на воинский учет.
Разбор федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Часть вторая.
Разные издания федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

Статья очерчивает общий контур порядка призыва. Первая ее часть ограничивает категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу:

  • мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет (сейчас в Государственной Думе на рассмотрении законопроект, изменяющий этот возраст на от 21 до 30 лет);
  • состоящие на воинском учете или не состоящие, но по закону обязанные на нем состоять (эта оговорка закрыла возможность косить от призыва, просто не становясь нигде на воинский учет), при этот не пребывающие в запасе.

Вторая часть перечисляет варианты, в которых граждане, подпадающие под оба перечисленных выше критерия, все равно не призываются в армию:

  • если они освобождены от исполнения воинской обязанности или от призыва;
  • если они имеют отсрочку от призыва или не подлежат призыву.

Часть 2.1. уточняет: от некоторых оснований, дающих освобождение от призыва, гражданин может отказаться. В таком случае он призывается на общих основаниях. Для этого он подает в призывную комиссию соответствующее заявление.

Третья часть прямо оговаривает: призывные мероприятия начинаются только на основании президентского указа. Такие указы появляются обычно накануне призыва или два-три дня до его начала (весной – в конце марта, осенью – в конце сентября).

Четвертая часть прямо определяет: призвать в армию могут только того, кому уже исполнилось 18 лет. При этом неважно, считается он юридически совершеннолетним (в порядке эмансипации по решению суда) или нет.

Статья 23. Освобождение от призыва

Это очень большая и вторая по важности для призывников статья. Полностью она называется так: «Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности». Она предусматривает четыре варианта непризывных оснований, разбитых по четырем соответствующим частям.

В первой части перечислены причины, по которым человек освобождается от призыва, даже если он сам не против отслужить (по крайней мере, так должно быть в идеале):

  • медицинские показания (категория «В» — ограниченно годен);
  • уже отслужившие или служащие прямо сейчас (призывают только один раз);
  • отслужившие в другом государстве, с которым у России есть договор о взаимозачете военной службы по призыву.

Во второй части перечислены причины, по которым человек по умолчанию освобождается от призыва, но имеет право отказаться от этого освобождения:

  • если он сын или родной брат лица, погибшего во время военной службы или во время военных сборов, а также вследствие повреждений, там полученных;
  • если он имеет ученую степень кандидата или доктора наук (неважно каких).

Именно этот момент оговаривается в части 2.1. статьи 22 (предыдущей).

Часть третья перечисляет случаи, в которых гражданин «не подлежит призыву»:

  • если гражданин отбывает уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы – то есть все, кроме уголовного штрафа;
  • если у гражданина есть неснятая и непогашенная судимость;
  • если гражданин проходит обвиняемым по уголовному делу и в его отношении ведется дознание, предварительное следствие или уголовный судебный процесс.
Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Обращаем внимание на формулировку: такие лица именно что «не подлежат призыву», но никоим образом от него не освобождаются. Если из-за судимости человек не успеет отслужить, это не будет законным основанием и не даст права на военный билет.

Наконец, четвертая часть содержит единственное основание для освобождения от исполнения воинской обязанности – медицинские показания (состояние здоровья или, скорее, его отсутствия). То есть категорию годности «Д» — не годен.

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

Это еще одна большая статья, самая важная для призывников. Всего в ней четыре части, но последняя (третья) утратила силу с 1 января 2008 года. Отсрочки в довольно хаотическом порядке перечислены в первых двух частях.

Первая часть предусматривает следующие основания для отсрочек от призыва:

  • для временно не годных по состоянию здоровья (категория «В») – по пункту а);
  • для ухаживающих за больным близким родственником – по пункту б);
  • для опекунов и попечителей родного брата или сестры – по пункту б.1);
  • для одиноких отцов (даже если ребенок только один) – по пункту в);
  • для отцов двух и более детей, в том числе при наличии их матери – по пункту г);
  • для отцов ребенка-инвалида до трехлетия последнего – по пункту д);
  • для сотрудников МВД, ФССП, ФСИН, противопожарной службы, таможни, нацгвардии – по пунктам з) и з.1);
  • для тех, у кого жена беременная вторым ребенком более 22 недель – по пункту и);
  • для депутатов всех уровней и глав муниципалитетов – по пункту к);
  • для кандидатов в депутаты всех уровней и в главы муниципалитетов – по пункту л).

Вторая часть предусматривает, прежде всего, академические (учебные) основания:

  • учеба в колледже, учеба в вузе (на специалитете или бакалавриате, в магистратуре) – по пункту а), состоящим из более чем десяти абзацев;
  • учеба в аспирантуре, ординатуре или ассистентуре-стажировке – по пункту б);
  • президентский указ, дающий отсрочку определенной категории лиц, — по пункту в);
  • учеба в школе (для совершеннолетних школьников) – по пункту г);
  • период до 1 октября (до осеннего призыва) для совершеннолетних, окончивших в этом же году школу (11 классов) – по пункту г.1);
  • учеба на подготовительных курсах вуза для совершеннолетних (список вузов ограниченный, срок обучения не более одного года) – по пункту г.2);
  • учеба в религиозных образовательных учреждениях – по пункту д);
  • статус вынужденного переселенца или беженца – по пункту е).

Часть 2.1 уточняет, что отсрочка беженцам и вынужденным переселенцам дается только один раз и только в том случае, если на момент обращения этот беженец или вынужденный переселенец был старше 17 лет и 6 месяцев.

Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу

Небольшая статья, состоящая де факто из единственной части (вторая утратила силу с 1 января 2008 года). Статья определяет, что на военную службу призывают дважды в год, на основании указов президента, в общем случае в период с 1 апреля по 15 июля (в обиходе – весенний призыв) и с 1 октября по 31 декабря (в обиходе – осенний призыв).

При этом закон делает три исключения для отдельных категорий военнообязанных:

  • по пункту а) для жителей отдельных районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий сроки призыва отодвигаются на один месяц: весной с 1 мая по 15 июля, осенью с 1 ноября по 31 декабря;
  • по пункту б) парни, живущие в сельской местности и «непосредственно занятые» на посевных (весной) и уборочных (осенью) работах, призываются только осенью, на полмесяца позже: с 15 октября по 31 декабря; всю весну они работают в поле;
  • по пункту в) молодые люди, работающие педагогами (учителями, воспитателями и т. п.) в образовательных учреждениях (без указания формы собственности) призываются только весной, на месяц позже – с 1 мая по 15 июля.
Евгений Годов
Директор в Новосибирске
Обратите внимание, что перечень районов Крайнего Севера и местностей, к ним приравненных, определяет не Правительство в своем постановлении с положением в приложении, как было бы логично, а Генеральный Штаб Вооруженных Сил РФ.

Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу

Тоже небольшая статья из четырех частей. Первая – основная. Она разделяет воинскую обязанность на две составляющие (два этапа):

  • первый включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и прохождение призывной комиссии;
  • второй включает явку на сборный пункт военкомата для отправки в воинскую часть и нахождение на сборном пункте до начала военной службы.

Закон различает понятие «организация призыва» и «осуществление призыва». Первое реализуют военные комиссариата через свои районные отделы (территориальные структурные подразделения: городские, районные, межрайонные). Второе выполняют призывные комиссии. Они образуются в муниципалитетах уровня районов субъектов федерации решением главы соответствующего муниципалитета и под его началом.

Вторая часть утратила силу с 1 января 2008 года. Третья определяет, что на призывные мероприятия военкоматы вызывают граждан своими повестками. Четвертая часть оговаривает, что детали организации призыва описываются другими законодательными актами, в том числе – Положением о призыве граждан на военную службу (утверждено постановлением Правительства от 11 ноября 2006 года № 663).

Статья 27. Состав призывной комиссии

Еще одна небольшая, но довольно содержательная статья, состоящая из двух частей. Основная по объему – первая. Она подробно расписывает состав призывной комиссии:

  • глава местной администрации или его заместитель – председатель комиссии;
  • представитель военкомата (его районного отдела, чаще всего – начальник отдела или его заместитель) – заместитель председатель комиссии;
  • секретарь комиссии (кто-то из технического персонала военкомата);
  • руководитель врачебной комиссии, проводившей медицинское освидетельствование (старший врач);
  • представитель органа внутренних дел в этом муниципальном образовании (например, районного отдела полиции или городского управления МВД);
  • представитель местного органа управления образованием («роно» или «гороно»);
  • представитель местного органа службы занятости населения, для рассмотрения вопросов о направлении на альтернативную гражданскую службу.

Часть вторая допускает включение в состав призывной комиссии представителей других органов и учреждений, по необходимости. Речь в статье идет о призывной комиссии районного уровня, но в самом законе фигурирует формулировка «призывная комиссия», без прямого указания на районный уровень.

Статья 28. Обязанности призывной комиссии

Полное название статьи – «Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии». Первая часть обязывает призывные комиссии организовывать медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, а также принимать в отношении призывника одно из следующих решений:

  • о призыве на военную службу (с категориями «А» или «Б»);
  • о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  • о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  • об освобождении от призыва на военную службу (с категорией «В»);
  • о зачислении в запас (может быть одновременно с предыдущим решением);
  • об освобождении от исполнения воинской обязанности (с категорией «Д»).

Часть 1.1, введенная в 2014 году, определяет порядок действий, если гражданин до окончании призывного возраста так и не отслужил, хотя не имел такого права. В этом случае призывная комиссия принимает решение о зачислении такого человека в запас, а также «выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований» — с выдачей справки взамен военного билета. При этом на заседании призывной комиссии вправе присутствовать сам этот гражданин и / или его представители при условии надлежащего оформления их представительства.

Часть 1.2, введенная в 2017 году, устанавливает, что призывная комиссия уведомляет об описанном в предыдущем абзаце решении государственное или муниципальное учреждение, в котором работает гражданин, не служивший без законных на то оснований. Уведомление должно быть отправлено в течение пяти рабочих дней с даты принятия окончательного решения по вопросу, в случае обжалования гражданином районного заключения в призывную комиссию субъекта федерации или в суд.

Следующие части описывают организационные детали работы призывной комиссии:

  • третья часть уточняет, что комиссия, принимая решение о призыве, определяет, в какие именно войска (род, вид, формирование) отправится новобранец;
  • в шестой части прописано, что председатель призывной комиссии объявляет ее решение призывнику, а по его заявлению выдает  в течение пяти рабочих дней под роспись или отправляет заказным письмом по почте выписку из протокола заседания комиссии с указанным решением.

Седьмая часть оговаривает, что гражданин может обжаловать решение призывной комиссии по следующим правилам:

  • решения и заключения обжалуют в течение трех месяцев с даты их вынесения;
  • предусмотрено обжалование в призывную комиссию субъекта федерации и в суд;
  • жалобы на решения рассматриваются в призывной комиссии субъекта федерации в течение пяти рабочих дней после подачи, на заключения – в течение месяца;
  • исполнение обжалуемого решения и действие заключения приостанавливаются до принятия решения призывной комиссией субъекта федерации или до вступления в законную силу решения суда первой или апелляционной инстанции.

Четвертая часть касается поступления в военные учебные заведения, пятая носит формальный характер и отсылает к другим законам и подзаконным актам, например, Положению о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденному постановлением Правительства от 11 ноября 2006 года № 663.

Статья 29. Призывная комиссия субъекта федерации РФ

Статья состоит из четырех частей. Первая определяет состав призывной комиссии субъекта федерации (области, республики, края, автономного округа, автономной области, города федерального значения, далее – ПКСФ):

  • глава региона (субъекта федерации: губернатор, президент республики, мэр Москвы) – председатель комиссии;
  • военный комиссар региона – заместитель председателя комиссии;
  • секретарь комиссии (технический сотрудник военкомата);
  • врачи военно-врачебной комиссии регионального военкомата;
  • представитель подразделения МВД в этом регионе (регионального министерства республики, главного управления или управления в других субъектах федерации);
  • представитель регионального органа управления образования (министерства, главного управления, управления, отдела, комитета, департамента и т. п.);
  • представитель регионального органа службы занятости населения (по вопросам направления на альтернативную гражданскую службу).

По необходимости в состав ПКСФ могут включаться представитель других учреждений регионального уровня: органов власти субъекта, бюджетных организаций и т. п. ПКСФ создается решением главы региона (губернатора, президента и т. п.).

В части второй перечислены функциональные обязанности ПКСФ. Прежде всего, она организует медицинский осмотр и контрольный психологический отбор новобранцев на сборном пункте перед отправкой в войска. Кроме того, ПКСФ организует контрольное медицинское освидетельствования граждан:

  • на районном уровне получивших отсрочку или освобождение по состояния здоровья – в рамках проверки решений районных призывных комиссий;
  • подавших жалобу на решение призывной комиссии районного уровня, если эти жалобы связаны с медицинским аспектом;

Сверх того, у призывных комиссий субъекта федерации есть следующие обязанности:

  • методическое руководство призывными комиссиями районного уровня;
  • проверка решений районных комиссий о предоставлении отсрочек и освобождений по медицинским показаниям (по состоянию здоровья);
  • проверка правильности направления новобранцев в те или иные роды и виды войск, воинские формирования и органы военного управления;
  • рассматривает жалобы призывников на решения и заключения призывных комиссий районного уровня.

Часть третья наделяет ПКСФ правом отменять решения районных призывных комиссий, направляя документы им обратно для принятия нового решения или принимая свое собственное решение. В последнем случае, если она решает призвать гражданина в армию, она определяет род, вид войск, войсковое формирование и т. п.

Евгений Годов
Директор в Новосибирске
По части четвертой гражданин имеет право обжаловать решение ПКСФ в суд. До вступления в силу решения суда первой или апелляционной инстанции исполнение решения ПКСФ приостанавливается.

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

В статье четыре части, третья утратила силу. Первая часть устанавливает следующие обязанности для военнообязанных и не находящихся в запасе:

  • явиться в военкомат в указанные в повестке дату и время на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии и на сборный пункт для отправки в воинскую часть;
  • для явившихся на сборный пункт – находиться там до начала военной службы (которое отсчитывается с момента отправки в воинскую часть).

Вторая часть обязывает граждан получать повестки военкомата под расписки. При этом повестки могут вручать сотрудники военкомата или ответственные за воинский учет сотрудники организации по месту работу и / или учебы гражданина. Если военкомат не может вручить повестку указанными способами, он в письменной форме поручает обеспечение явки гражданина на призывные мероприятия районному отделу полиции.

Четвертая часть определяет уклоняющегося от военной службы как гражданина, не явившегося на призывные мероприятия без уважительных причин. Уклонение является основанием для привлечения уклониста к ответственности.

Что делать и как быть призывникам

Прежде всего, не терять времени: его и так меньше, чем вам может показаться. Поэтому каждый месяц и каждую неделю до ближайшей явки в военкомат нужно использовать с умом. То есть в течение нескольких месяцев до призывной кампании пройти медицинское обследования, возможно, даже не единственное, посещать врача с жалобами, если таковые имеются, найти основание для отсрочки или освобождения.

В последние недели перед призывом еще не поздно изучить хотя бы профильные положения разобранного в этой статье закона. Если читать сам законодательный текст вам тяжело, воспользуйтесь нашим разбором. Придерживайтесь простых правил взаимодействия с военкоматом, например, передавайте документы через канцелярию, требуйте по возможности направления на дополнительное обследование и т. д.

А если вы осознаете, что самостоятельно справиться не получается, не тратя время зря, обращайтесь к специалистам. Для начала можно записаться к нам на бесплатную консультацию. Это даст базовое понимание ситуации и некоторое спокойствие. А дальше – заключайте с нами договор, и тогда мы обеспечим юридическое сопровождение, обжалуем незаконные решения военкомата в административном и судебном порядке.

Эта статья была полезной?
Нет
Так себе
Не знаю
Вполне
Да!
Оценка пользователей: 4.6 на основе 51 голосов
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Помогаем призывникам добиться освобождения от службы в армии на законных основаниях.
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Сопровождаем призывника в военкоматах и помогаем пройти призывные мероприятия
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Работаем до фактического получения призывником военного билета или отсрочки от армии
Решаем ваши проблемы с военкоматом
Обеспечиваем полную юридическую безопасность призывника

Перезвоним и ответим на ваши вопросы

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.