В других материалах нашего блога мы рассказали о большинстве видов отсрочек от призыва на военную службу. Сейчас самое время поговорить о такой специфической разновидности, как президентские, то есть определяемые указом Президента России как главы государства и верховного главнокомандующего.
Тем более что после многолетнего почти забвения такая отсрочка была в неограниченном количестве введена в 2022 году. Как и другие отсрочки, президентские принципиально предусмотрены федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ.
Краткая история президентских отсрочек
Пункт в) части второй статьи 24-ой закона определяет, что «право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации». Эта норма присутствует в законе с самого начала, с его первой редакции, только тогда она была пунктом д), а не в) – той же второй части. Более того, такая же норма была и в предыдущем законе «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года № 4455-1 – она проходила по пункту з) части первой статьи 21-ой с формулировкой:
«Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину, которому дано такое право специальным мотивированным указом Президента Российской Федерации, подлежащим опубликованию в средствах массовой информации».
В чем в принципе логика таких отсрочек? В самом законе перечисленные общие, постоянные основания – довольно очевидные. Однако в процессе реализации воинской обязанности возникают ситуации, когда с точки зрения здравого смысла призывника выгоднее использовать в гражданской сфере, а не отправлять в воинскую часть. Такие случаи не всегда очевидны, они часто имеют временный характер, специфические основания, из-за чего законом, умозрительно, их достаточно сложно предусмотреть.
Президентские отсрочки с 1992 по 2008 год
Президентские отсрочки в России действовали с 1992 по 2008 год, то есть при обоих законах о воинской обязанности.
Было издано десять президентских указов, вводивших специальные основания для отдельных категорий военнообязанных граждан:
- Указ от 21 мая 1992 года № 516 «О предоставлении отсрочки от призыва на действительную военную службу курсантам и выпускникам Морского колледжа и мореходных школ Военно-Морского Флота»;
- Указ от 9 июня 1993 года № 873 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу наиболее талантливым представителям российского искусства»;
- Указ от 18 июня 1994 года № 1259 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу учащимся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев при Российской академии художеств»;
- Указ от 25 января 1996 года № 93 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи»;
- Указ от 13 июня 1996 года № 865 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу гражданам, поступившим на работу в налоговые органы, и лимите на прикомандирование офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации к Министерству Российской Федерации по налогам и сборам»;
- Указ от 15 октября 1999 года № 1367 «О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан»;
- Указ от 9 ноября 2000 года № 1855 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан»;
- Указ от 9 июня 2001 года № 678 «О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам РФ, поступившим на работу в научно-исследовательские подразделения Центра специальной техники ФСБ РФ»;
- Указ от 14 января 2002 года № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»;
- Указ от 31 июля 2002 года № 817 «О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан РФ».
Практически все эти отсрочки были связаны с работой по определенной профессии или в определенном учреждении. Поэтому они действовали, пока имеющий их гражданин работал в соответствующей сфере и / или организации.
Отмена системы президентских отсрочек
Как видно, отсрочки раздавались весьма щедро. Хотя большинство указов устанавливало лимиты на количество отсрочек (например, не более 600 в год или не более 2 000 всего), в совокупности с другими основаниями, предусматривавшимися тогдашней редакцией закона, в сумме выходило приличное число лиц, защищенных от интересов военкоматов.
Чего стоит только пункт з) части первой статьи 24 закона в его самой первой редакции, дававший отсрочки сотрудникам МВД и таможни на время службы в этих органах, если у них было высшее образование, полученное в любом вузе, хоть коммерческом. В целом эта норма действует и сейчас, и даже расширен перечень органов управления, как в пункте з), так и в новом пункте з.1). Но современные условия требует поступления на службу сразу после окончания исключительно ведомственных вузов.
А отношение к плану призыва становилось все серьезнее. К тому же с 2008 года срок службы по призыву был сокращен с двух лет до года, из-за чего войска и военкоматы столкнулись с нехваткой новобранцев. Если сравнить планы призыва по годам, видно, как они плавно снижались до 2008 года, а в 2009 подскочили более чем в два раза – со 133 тысяч до 305, во многом за счет отмены практически всех президентских отсрочек.
Их отменил указ Президента от 6 февраля 2008 года № 138 «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочек от призыва на военную службу». При этом граждане, получившие отсрочки по старым правилам до 1 января 2008 года, сохраняли на них право на прежних условиях – пока не истечет срок их действия или не исчезнут основания для их предоставления.
Сохранили силу только два указа из перечня выше: от 9 июня 2001 года № 678 и от 31 июля 2002 года № 817. О 678-ом поговорим ниже, а сейчас уточним ситуации по 817-ому. Строго формально, он до сих пор не признан утратившим силу, но де факто он не действует с 1 января 2009 года. Потому что сама его формулировка ограничивала срок предоставляемых по нему отсрочек периодом с 2003 года по 2008.
Отсрочки для научных специалистов ФСБ
Процитируем, что предусматривает первый и основной пункт указа от 9 июня 2001 года № 678 (в редакции указов от 27 декабря 2002 года № 1458 и от 18 апреля 2005 года № 437):
«Предоставить право на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации (не более 100 человек в год, всего — 500 человек), окончившим образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования и принятым на работу на условиях полного рабочего дня по полученной специальности в научно-исследовательские подразделения Центра специальной техники Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на период работы в этих подразделениях».
А теперь разберем требования, предъявляемые для получения отсрочки:
- образование – только начальное и среднее профессиональное (максимум колледж), никаких вузовских дипломов тут не предусмотрено;
- работа только полный день (полная занятость, фулл-тайм) и только по той специальности, которая стоит в дипломе профтехлицея или колледжа;
- при этом какого-либо перечня таких специальностей в указе нет – очевидно, на усмотрение руководства Центра, исходя из текущих потребности в его работе;
- работа только в научно-исследовательских подразделениях, а не в общих, обеспечительных и т. п.; отсрочка дается на период соответствующей работы.
Отсрочки для специалистов в области IT
Они стали буквально прорывом – впервые за 14 лет после отмены практически всех президентских отсрочек появилось основание без лимитов (ни ежегодных, ни суммарных) и с минимумом ограничений. Определяющих нормативно-правовых акта тут два:
- указ Президента от 2 марта 2022 года № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ», устанавливающие весьма общие, рамочные параметры новой отсрочки;
- постановление Правительства от 28 марта 2022 № 490 «Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», определяющие все детали реализации новой нормы.
Кроме того, перечень компаний, работа в которых дает основание для отсрочки, подготавливает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Список обновляется ежегодно и подается в военкоматы за месяц до начала призыва.
Отсрочка предоставляется молодому человеку, имеющему высшее образование по любой из примерно 80 специальностей, указанных в приложении к постановлению правительства. При этом молодой человек должен работать строго полный день и только по трудовому договору не менее 11 месяцев до даты начала очередной призывной кампании.
Этот срок может быть и меньше, если молодой человек устроился в такую компанию в течение года после окончания им вуза по соответствующей специальности.
Подробнее о президентской отсрочке для айтишников мы писали в двух наших статьях в блоге. Первая посвящена общей оценке вопроса (тогда еще был только президентский указ, а постановление еще готовилось), вторая анализирует это постановление.
Что делать и как быть призывнику
Понять, подойдет ли ему отсрочка для айтишника – сейчас, если соответствующее образование уже есть, или позднее, когда оно будет получено, если вы только выбираете, куда поступать после школы.
Всерьез говорить об отсрочках для сотрудников Центра спецтехники ФСБ не приходится – это крайне специфический род деятельности, да и жесткие лимиты сильно ограничивают возможности применения этой нормы.
А вот отсрочка для айтишников – вариант вполне рабочий. Она действует, пока человек работает в аккредитованной компании и пока она остается аккредитованной. Поэтому одной отсрочкой можно закрыть весь призывной возраст, даже с учетом поднятия его границ.
Более того, с учетом этого обстоятельства такая отсрочка становится особенно удобной, потому что учебная сразу после школы в перспективе нескольких лет потеряет смысл, так как закончится как раз к началу обновленного призывного возраста.
Поэтому, если вы в целом интересуетесь программированием или хотя бы просто математикой, и только выбираете, куда поступить, как минимум рассмотрите для себя направление, связанное с информационными технологиями. Вполне вероятно, что это позволить решить сразу несколько проблем, возникающих у молодого человека после окончания вуза, в том числе – и с новым основанием для отсрочки от призыва.
В любом случае, если вы понимаете, что вам не хватает знаний, опыта, силы воли и т. д., не пытайтесь справиться со всем самостоятельно. Лучше не теряя времени обратиться к специалистам.
Например, мы проводим по предварительной записи бесплатные юридические консультации, на которых вы получите основные сведения по вашей ситуации. В рамках договора мы обеспечим юридическое сопровождение вашего взаимодействия с военкоматом и защиту ваших прав и законных интересов.